Главная / Газета 11 Июля 2011 г. 00:00 / Экономика

Выжать до капли

Правительство простимулирует модернизацию нефтепереработки изъятием экспортной прибыли

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

В пятницу Владимир Путин потребовал в течение двух недель внести в правительство проекты решений, которые смогут обеспечить постепенное сближение пошлин на нефть и темные нефтепродукты и решить проблему модернизации отрасли, чтобы обеспечить страну собственным качественным бензином. Однако эксперты полагают, что одними этими мерами решить проблему, которая накапливалась почти полвека, не получится – слишком высока цена вопроса.

В ходе двухдневного визита в Петербург и Ленинградскую область премьер потребовал наконец достичь обеспечения внутреннего рынка страны качественными нефтепродуктами по привлекательной цене во избежание повторения весеннего бензинового кризиса. По словам Владимира Путина, в 2010 году Россия вышла на 1-е место по добыче нефти. Общий объем составил 505 млн. тонн, а в 2011-м, сообщил он, уже добыто 252,4 млн. тонн. Однако, возмутился глава правительства, из этих добывающихся объемов у нас перерабатывается меньше половины. В итоге одна из ведущих нефтедобывающих стран мира регулярно сталкивается с проблемами на внутреннем рынке нефтепродуктов. Такую ситуацию премьер назвал «абсурдом». «Дефицит нефтепродуктов, ценовые скачки не должны стать проблемой для граждан», – отметил он.

Для решения проблемы Путин предложил несколько жестких мер. В течение двух недель правительство должно разработать проекты решений, которые смогут обеспечить постепенное сближение пошлин на нефть и темные нефтепродукты. По замыслу премьер-министра, это должно пресечь устремления гнать нефть и мазут на экспорт и больше сосредоточиться на удовлетворении внутренних потребностей рынка и модернизации отрасли. По его словам, добыча нефти в РФ в этом году ожидается на уровне 508–509 млн. тонн. Объем оптимальный, однако нефтяники должны обеспечивать страну нефтепродуктами пропорционально объемам добычи. Кроме того, в стране должен быть введен контроль за розничной торговлей топливом, чтобы избежать его дефицита. Наконец, обещаны суровые кары нефтяным компаниям, которые не проводят модернизацию своих НПЗ, износ которых достиг 70%. Вместо этого они заняты «плановыми ремонтными работами», которые, по оценкам экспертов, явились одной из причин весеннего бензинового кризиса.

«Нефтяные компании в свое время заверяли нас, что средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, так называемую премию, вложат в развитие глубокой переработки нефти. На деле все оказалось, к сожалению, далеко не так», – отметил Владимир Путин. И чтобы дать компаниям стимул к модернизации и насыщению рынка качественным бензином, премьер предложил ускорить процесс перевода отечественных авто на бензин класса «Евро-4» и «Евро-3», что «по техническим причинам», как ранее заявило большинство отечественных НК, в ближайшие два года будет невозможно. Чтобы нефтяники поторопились, глава правительства пригрозил им изъятием прибыли, заработанной на экспорте.

Аналитик топливного рынка Роман Беседовский не удивлен тем, что власти обратили пристальное внимание на отечественный рынок нефтепродуктов. Однако, заметил он «НИ», «решить административными мерами проблему глубокой переработки нефти в России не получится». Выпуск качественного бензина и увеличение производства автомобильного топлива, по словам эксперта, объективно требуют масштабной модернизации, но она у нас не проводилась уже практически полвека. Ее, конечно, можно ускорить, но для форсирования процесса перевода нашей ориентированной на экспорт нефтяного сырья индустрии на рельсы глубокой переработки нефти потребуется, по экспертной оценке, не менее 1 трлн. руб.

Выход светлых нефтепродуктов, по которому судят об эффективности нефтепереработки, на российских НПЗ в среднем в 1,4–1,6 раза ниже, чем в США и Западной Европе. В итоге российские заводы в массе своей из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина, а в США – свыше 450 литров. При этом износ основных производственных фондов отечественной нефтепереработки в настоящее время достигает 60–75%. Обновить их в одночасье невозможно – для этого большинство заводов надо остановить, и тогда страна останется без топлива. Значит, модернизацией необходимо заниматься, не останавливая производство. Пример – Хабаровский НПЗ, ответивший в прошлом году свое 75-летие. В 2000 году, когда НК «Альянс» занялась там техническим переоснащением, износ основных фондов предприятия составлял 80%. К 2010 году он сократился до 30%. При этом завод уже выпускает бензины GreenEco, которые по основным параметрам соответствуют стандарту «Евро-4», а с января 2012 года планирует полностью перейти на эту норму.

Этот пример доказывает: реконструировать нефтепереработку «с понедельника» не удастся, проблему нужно решать системно и кропотливо. По планам Минтопэнерго, в результате модернизации российских нефтеперерабатывающих мощностей производство бензина «Евро-4» и «Евро-5» к концу 2015 года должно вырасти до 84% от общего ежегодного объема с 17% в 2012-м. Однако для этого необходимо, чтобы нефтяные гиганты, озабоченные получением быстрой прибыли, не выжимали свои НПЗ «до последнего», а вкладывались в их реконструкцию.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: