Главная / Газета 30 Июня 2011 г. 00:00 / Экономика

Человеческий фактор

Россияне недовольны тем, как их обслуживают работники жилищно-коммунального хозяйства

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин предложил в будущем году ограничить рост тарифов ЖКХ на уровне 10%. Аналитикам это кажется вполне реальным, особенно с учетом приближающихся выборов. Если это будет сделано, россияне, конечно же, останутся довольны, однако не вполне. Как выяснили социологи, сегодня претензии граждан в первую очередь касаются не ржавых, дырявых труб, не забитой канализации и не темноты в подъездах, а качества услуг, которые им предоставляют непосредственно сами работники коммунальной сферы.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По словам Виктора Басаргина, в 2011 году рост тарифов не должен превысить 15%. Однако это оценка «в среднем по больнице» – в разных отделениях и палатах дела могут обстоять совершенно иначе. К примеру, в прошлом году тарифы выросли на 20%, но в целом ряде регионов с ними творилось нечто невообразимое.

К примеру, в Перми только с января по март 2010 года стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 93%. В Иркутске за это же время горожанам предложили платить за ЖКУ «всего» на 61% больше, в Курске – на 54%, Самаре – на 47%. В ситуацию вмешалась Госдума, а затем пришлось подключиться и президенту.

В январе–мае нынешнего года тарифы на ЖКУ выросли на 10,8% при инфляции за этот же период в 4,8%. Больше всего за пять месяцев подорожало холодное водоснабжение и водоотведение (на 15%), а также газоснабжение (на 13,4%). Горячая вода стала дороже на 12,6%. И хотя в этом году рост пока не стал таким бешеным, как в прошлом, к обсуждению этой темы подключился даже патриарх Кирилл, назвавший «безобразием» стремительный рост тарифов в сфере ЖКХ и призвавший население активнее включиться в формирование институтов гражданского общества.

Патриарха можно понять. По данным весьма авторитетных исследований из международной компании Penny Lane, стоимость коммунальных услуг в Москве за последние десять лет возросла в десять раз! В то время как накопленная инфляция за этот период не превысила 250%. Другие специалисты и аналитики, обозрев динамику последних пяти лет, подсчитали, что при средней накопленной инфляции 63% услуги «коммуналки» подорожали примерно в два раза. Но есть регионы, жители которых и такому росту были бы искренне рады. Например, в Чечне, где за последние пять лет стоимость ЖКУ повысилась почти в семь раз, превысив темпы инфляции в 10,7 раза.

Эксперт в сфере электроэнергетики Владимир Самородов поясняет, что основная проблема даже не в величине тарифов, а как раз в темпах их роста. «Очевидно, что это очень сильно влияет на восприятие населением политики государства», – логично рассуждает специалист. Однако, по его мнению, быстро решить проблему не удастся, как бы это ни хотелось. «Есть инфляция, есть устаревание сетей, а также внутренние цены на газ, – рассказал он «НИ». – К примеру, когда мы платим за тепло, мы платим не только за его передачу по существующим тепловым сетям, но в том числе и за стоимость нагрева воды, которая нагревается газом. Ни один из этих трех факторов быстро изменить нельзя. Необходимо модернизировать существующие сети. Это можно сделать, как предполагается, то есть за счет тарифа, но тогда мы будем испытывать существенный рост тарифов ближайшие 5–7 лет. Однако потом мы сможем снизить себестоимость теплоснабжения. Либо можно субсидировать эту отрасль, тогда на эти деньги будем модернизировать существующие мощности, при этом оставляя темп роста тарифов в разумных пределах 7–8%».

Какой бы вариант власти ни выбрали, в будущем году скачка тарифов не будет в любом случае, убежден аналитик. И 10% максимального роста, предложенные Минрегионом, по его словам, вполне реальны. «Нельзя забывать, что мы находимся в важном предвыборном году, – пояснил г-н Самородов. – Государство, хочет оно того или нет, будет вынуждено принимать реальные действия по снижению темпов роста цен и тарифов. Поэтому до выборов президента в 2012 году никакого существенного скачка не будет». Хотя в дальнейшем проблему все же придется решать более системно: годы идут, а обещанная модернизация все откладывается.

Если порог роста тарифов будет понижен, потребители, естественно, останутся довольны. Однако не вполне. Известно, что людей волнует не только, сколько они платят, но и за что. Однако, как выясняется, им важно и то, кто берет с них деньги. По опубликованным вчера данным исследовательского холдинга Ромир, 61% россиян негативно оценивают состояние жилищно-коммунального хозяйства в своем районе. Лишь 2% респондентов признали состояние ЖКХ «отличным». При этом наибольшее количество хлопот и неприятностей жителям России доставляют не сами по себе изношенные коммунальных системы и сети, о которых говорят специалисты, а пресловутый человеческий фактор, а именно – низкое качество услуг персонала ЖКХ. Оно вызывает возмущение практически у каждого третьего. Значительно меньше «жильцов» переживают из-за состояния водопровода (2%), отопления (14%), канализации (10%) и электросетей (7%).

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: