Главная / Газета 25 Мая 2011 г. 00:00 / Экономика

«Проще купить у соседа»

Российский вторичный авторынок растет, но не развивается

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Последние расчеты аналитиков позволяют сделать вывод, что по размеру рынка подержанных автомобилей Россия вышла на четвертое место в Европе. Однако при этом наш вторичный рынок разительно отличается от европейского. Если у них в этом сегменте работают дилеры, то у нас старые автомобили продаются по схеме «из рук в руки». Поэтому эксперты не склонны думать, что в дальнейшем он будет развиваться.

На сегодняшний день россияне покупают вдвое больше подержанных авто, чем новых, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». За прошлый год в стране было приобретено 4 млн. старых машин против 3,3 млн. годом ранее. И весь российский автопарк представлен в основном именно подержанными машинами. Причем отечественных марок: по данным ВЦИОМ, 46% наших граждан владеют именно такими авто. На втором месте подержанные иномарки – 30%. Уже который год неизменным лидером вторичного рынка остается Lada: в 2010 году было приобретено 1,6 млн. автомобилей этой марки. Самой популярной неновой иномаркой на российском рынке подержанных авто стала Toyota. Следом идут Ford и Chevrolet.

Соотношение количества продаж подержанных автомобилей на один новый в России – 2,3, это близко к среднему значению по Европе (2,4). Неплохие вроде бы показатели, однако аналитики уверены, что дальше рынок такого рода автомобилей расти не будет. А все из-за одной простой особенности: рыночная доля, занимаемая дилерами на вторичном рынке России (4–6%), на порядок меньше, чем в Европе (40–60%).

«Дело в том, что все «бэушные» автомобили у нас продаются из рук в руки: через объявления в газетах и Интернете, – пояснил «НИ» замдиректора «Автостата» Сергей Удалов, – в то время как в Европе такие автомобили реализуются через дилеров». В итоге рынок формально растет из-за того, что одни россияне избавляются от старых авто, а другие их покупают. Однако, по мнению г-на Удалова, поскольку у нас незаметно особого роста благосостояния граждан, нет и достаточного количества обеспеченных людей, чтобы вновь и вновь наполнять этот сегмент рынка «новыми-старыми» машинами.

Впрочем, заметив столь серьезный рост вторичного рынка, многие эксперты надеются, что все больше дилеров все же заинтересуется этим сегментом. Во-первых, здесь низкая конкуренция, что очевидно. Во-вторых, высокая доходность: 10–15% на вторичном рынке против 5–7% при продаже новых авто. Но, как рассказал «НИ» аналитик авторынка Андрей Третельников, дилерские компании пока не горят желанием заниматься старыми авто. «С новым автомобилем все гораздо проще: вам его поставили, вы накинули маржу, а затем продали, – пояснил эксперт. – На вторичном рынке вам надо вкладываться самому, а это рискованно. Не факт, что вы в итоге продадите этот автомобиль. Ведь человек, идущий к дилеру, понимает, что ему придется переплачивать. Зачем ему это надо? Проще купить у соседа, чем пойти к дилеру». В Европе дилеры предлагают дополнительные услуги, определенный уровень сервиса, у нас этого нет. Как отмечает г-н Третельников, по большому счету, наш вторичный рынок зависит от текущей ситуации в экономике: грянул кризис – рынок растет, потому что люди, будучи не в состоянии купить новое авто, довольствуются подержанным. И наоборот: ситуация налаживается – вторичный рынок сужается. Это и есть результат роста без развития.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: