Главная / Газета 28 Марта 2011 г. 00:00 / Экономика

Все – в фонд

Строительство новых дорог власти переложили на плечи автовладельцев

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

В конце минувшей недели Госдума РФ в третьем, окончательном чтении приняла закон о создании в России дорожных фондов. Пополнять их планируется за счет непопулярного транспортного налога, повышения акцизов на топливо и поборов с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Подобные фонды, напомним, у нас уже существовали с 1991 по 2001 годы, однако они полностью дискредитировали себя по причине небывалой коррупционности.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Федеральный дорожный фонд запустят уже в этом году. Планируется, что размер его финансирования составит 254,1 млрд. руб. Региональные фонды появятся 1 января 2012 года. Вместо похороненной идеи государственно-частного партнерства, с которой чиновники носились десять лет, чтобы найти 1 трлн. руб., необходимых ежегодно для развития «кровеносной системы» России – автодорог, решено вернуться к старой, испытанной затее. Примечательно, что буквально неделю назад по инициативе Федерации автовладельцев России (ФАР) по всей стране прокатилась Всероссийская акция «пустых канистр». Тысячи автомобилистов вышли на улицы с требованием снизить стоимость топлива, изменить систему налогообложения, отменить дискриминационный транспортный налог. Однако «крайними» опять выбраны автовладельцы.

Чтобы собрать необходимые суммы в федеральный дорожный фонд, ставка акциза на нефтепродукты в 2011–2013 годах ежегодно будет повышаться на рубль. Этот рубль в бюджет, как напомнили «НИ» в ФАР, автомобилисты уже отдают с каждого литра бензина. Принятый закон предполагает, что с 1 января 2014 года в федеральный бюджет будет зачисляться 28% акцизов, в региональные – 72%. Не было бы вопросов, если бы автовладельцы не платили при этом еще и транспортный налог. Как пояснил «НИ» вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров, «такое положение является несправедливым». «По сути, водители облагаются двойной данью. Необходимо отменить транспортный налог и оставить только акцизные сборы на бензин. Это будет справедливо, и так принято во всем мире», – отметил юрист.

Минфин, со своей стороны, опасается, что идея с возрождением дорожных фондов приведет к всплеску коррупции. Действительно, транспортные чиновники получат доступ к ресурсам, которые сам Минтранс еще недавно планировал развивать на основе снижения административной нагрузки, благодаря привлечению в строительство частного сектора. Сейчас же, по сути, возрождается государственно-коррупционная модель, при которой чиновники будут контролировать только самих себя и «пилить» бюджетные средства. Как сказал «НИ» Павел Левушкан, директор латвийского Центра стратегических исследований «Другая Европа», «схожая дотационная модель существует в Латвии, только «осваивают» местные транспортные чиновники средства Евросоюза, ежегодно вкладывающего в развитие транспорта страны около 50 млн. евро, из которых треть разворовывается. «Латвийские дороги продолжают оставаться худшими в Европе», – подчеркнул эксперт.

Российский опыт также наводит на грустные размышления. В начале 2000-х по обвинению в хищении денег из дорожных фондов под арест попали замгубернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин. Ликвидировали фонды с большим трудом, противодействие регионов было колоссальное.

Немного надежды на то, что ситуация будет лучше и сейчас, поскольку есть риск, что самовластье местных дорожных начальников, рулящих дорожными фондами по «новому-старому» закону, значительно возрастет. По данным Генпрокуратуры, и без всяких фондов только за прошлый год в этой сфере выявлены более 62 тыс. нарушений законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечены 5 тыс. чиновников, контролирующих дороги регионального и муниципального значения. Наиболее частые нарушения дорожного и автотранспортного законодательства – «отсутствие контроля сохранности дорог, неудовлетворительное их состояние и отсутствие мероприятий по их содержанию и ремонту». Нет оснований полагать, что, получив доступ к федеральным 254 млрд. рублей, чиновники станут ответственнее и честнее.

При этом, как сообщил «НИ» источник» в Минтрансе, потребность в развитии шоссейной инфраструктуры, чтобы «она обеспечивала потребности экономического развития страны, составляет свыше 600 млрд. рублей». Так что всех проблем фонд не решит, но коррупцию может усилить.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 марта 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: