Главная / Газета 24 Марта 2011 г. 00:00 / Экономика

На что жалуемся

Граждан упорно не радуют цена и качество жилищно-коммунальных услуг

КСЕНИЯ МЕДВЕДЕВА

Незаконное повышение тарифов коммунальных услуг, их низкое качество, непонятные статьи оплаты, постоянное расширение надуманных услуг – такие жалобы приходят от россиян на «горячую линию» Общественной палаты (ОП). Только в феврале их поступило 4285. Больше всего люди недовольны качеством услуг и ценой. Лидирует по числу обращений Центральный федеральный округ.

Претензии россиян можно понять: если уж мы движемся к 100-процентной оплате услуг ЖКХ, то люди хотят понять, за что они платят. 40% обратившихся к «общественникам» возмущены незаконным повышением тарифов: 15-процентный рост стоимости услуг (максимум, обещанный государством) на деле обернулся для кого-то двадцати-, для других – пятидесяти-, а то и стопроцентным увеличением платы. Недовольных качеством предоставляемых услуг и работой управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, ЖЭК и прочих «благодетелей» еще больше – 47,5% от общего числа обращений. Для сравнения: высокий уровень износа оборудования и инфраструктуры беспокоит всего 7%. Самыми недовольными (или самыми активными) оказались жители Центрального федерального округа, на их долю приходится 38% жалоб. Идущий следом Северо-Западный округ сильно отстает – 17,3%.

Разложив жалобы «по причинам» и подобрав необходимую теоретическую базу к каждой группе обращений, члены ОП организовали вчера общественные слушания по итогам работы «горячей линии». Некоторые граждане узнали на них много для себя нового. Например, что формирование тарифов у нас многоступенчатое – это означает, что пожелание Федеральной тарифной службы может дойти на места с множеством корректив. Дело в том, что все уровни имеют право на поправки, каждая из которых, по сути, рискует отразиться лишней процентной «накруткой» к максимальным 15%.

Тем не менее, по данным ОП, в 70% случаев, на которые пожаловались владельцы жилья или квартиросъемщики, повышение тарифов было действительно оправданным объективными причинами, свойственными конкретным населенным пунктам. «Расследование остальных 30% жалоб члены Общественной палаты возьмут на себя, – рассказала «НИ» председатель комиссии ОП по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева. – Проблема даже не столько в незаконности, сколько в сложности, а порой невозможности отследить, на какие нужды на самом деле направляются средства, полученные управляющими компаниями и коммунальщиками». По словам эксперта, закон, призванный обеспечить прозрачность деятельности коммунальщиков, уже принят, но на деле он обеспечивает контроль максимум на 60%.

«Сейчас на рассмотрении законопроект, который позволит полностью контролировать доходы и расходы коммунальщиков, – сообщила «НИ» член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. – Раньше многие были против такого закона, да и сейчас не все его поддерживают, говорят, что это коммерческая тайна. Но какая может быть тайна, если люди платят деньги за определенные услуги, а услуг этих не получают или получают в неполном объеме. Плательщики должны знать, на что потратили их деньги». В свою очередь, г-жа Николаева надеется, что в решении проблемы помогут центры независимого контроля, которые будут создаваться непосредственно на местах. В них будут работать активные собственники жилья и местные члены ОП.

Жить в мире и согласии (а главное – в тепле, с газом, светом и горячей водой) с коммунальщиками реально, считают в Общественной палате. Но для этого инициативу по управлению домовым хозяйством нужно взять в свои руки, оставив управляющей компании роль посредника, администратора, функция которого – следить за грамотным исполнением решений жителей. «Содержание и ремонт дома полностью на плечах его жильцов, – подтвердила Галина Хованская. – А жители как будто этого не понимают, все надеются, что кто-то за них все проблемы решит. Хотя в их власти проконтролировать, что, когда и за сколько сделать для поддержания дома в порядке».

При всем при том обвинять в некачественном предоставлении услуг только коммунальщиков неправильно, считают специалисты. Изношенность фонда ЖКХ из-за многолетнего недостатка финансирования сейчас дает о себе знать. «Мы предлагаем привлекать в эту сферу инвестиции, – поделилась планами Елена Николаева. – Услуги, конечно, возрастут в цене, но, если подбирать инвесторов грамотно, то возрастут совсем не намного».

Опубликовано в номере «НИ» от 24 марта 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: