Главная / Газета 18 Марта 2011 г. 00:00 / Экономика

Суши не иссушатся

Японские бренды не уйдут с российского рынка

Светлана БАШАРОВА, Светлана КРАХОТИНА

Ряд экспертов предсказывают: в ближайшее время возможно подорожание японских товаров из-за перебоев импорта, вызванного катастрофическими событиями в Стране восходящего солнца. Впрочем, другие специалисты утверждают, что серьезных перебоев с поставкой на российский рынок техники и автомобилей японских брендов не ожидается. Не останутся без клиентуры и отечественные рестораны японской кухни: большая часть продуктов для их блюд закупается в других странах, и лишь малая часть – на родине суши и саке.

Фото: AP. LO SAI-HUNG
Фото: AP. LO SAI-HUNG
shadow
Заводы японских автомобильных гигантов Honda, Toyota, Nissan, Subaru и Mazda встали на неопределенный срок. Некоторые из них пострадали из-за землетрясения, также на их работе сказываются перебои с электроэнергией. «Производство на заводах компании, расположенных в Японии, было заморожено с 14 марта, – рассказала «НИ» оператор информационной линии российского представительства Mazda. – Сначала планировалось приостановить его до 17 марта, потом срок был продлен до 20-го». Японские заводы Subaru Motor также остановлены до 20 марта, как сообщила «НИ» руководитель по связям с общественностью компании Светлана Лисицина. По информации, предоставленной пресс-службой Toyota, производство автомобилей этого бренда в Японии планируется возобновить 22 марта. По утверждениям представителей автогигантов, приостановка производства на такой короткий срок не скажется на поставках машин на российский рынок. В том случае, если производство будет остановлено надолго, а заводы будут облучены радиацией, в России, как считают многие эксперты, рынок японских брендов все равно не рухнет.

«Региональные торговые центры имеют огромные запасы автомобилей и запчастей, – рассказал «НИ» академик РАЕН, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Их хватит на существенное время. А потом поставки будут возобновлены. Даже сильный радиационный выброс мало отразится на производстве Японии. Советский «Ростсельмаш» тоже не встал после Чернобыля». «На японских заводах производятся автомобили в основном для внутреннего потребления, – объясняет «НИ» доктор экономических наук, председатель экспертного совета «Опора России» Никита Кричевский. – Те машины, которые продают у нас, производятся главным образом в Европе и в России. В Японии выпускается лишь небольшая часть комплектующих для российского рынка».

«Японцы найдут методы достаточно быстро справиться с проблемой, даже если произойдет выброс радиации, сопоставимый с чернобыльским, – заявил «НИ» директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Но вряд ли японцы сделают то, что было сделано после чернобыльской аварии. Тогда зараженный металл был просто переплавлен и использован в строительстве, как это ни странно, элитного жилья в Москве. Из-за этого радиационный фон в столице ухудшился. Не думаю, что японцы будут играть в эту игру».

«Облученные товары японцы продавать, конечно же, не будут: это грозит международным скандалом, – подтверждает Михаил Делягин. – Зато вполне возможно, что на востоке России вскоре появятся машины, утонувшие во время цунами. Их высушат, почистят. Потом соберут из пяти «утопленниц» два, три или даже четыре автомобиля и отправят в Россию. В Японии они считаются металлоломом, а у нас их можно выгодно продать. Вряд ли японские «утопленницы» окажутся лучше, чем «Лады» с конвейера».

Фото- и видеотехника знаменитых японских брендов, таких, как Nikon, Canon, Sony, по мнению экспертов, также не станет в российских магазинах дефицитом. «Производство техники на японских заводах Nikon временно приостановлено с 14 марта, – сообщил «НИ» специалист по связям с общественностью российского представительства этой компании Владимир Волков. – К нам продукция бренда поступает со склада в Европе. Там в настоящее время запасы есть». «Перебои с поставками в Россию японской фото- и видеотехники исключены, – заявил «НИ» г-н Кричевский. – В Японии производятся лишь топовые модели брендов, остальные – в странах третьего мира». То же самое, по мнению нашего собеседника, можно сказать и о рынке японских микросхем, таких, как, например, Toshiba. «Японские микросхемы производятся в Тайване, Сингапуре, Гонконге, Южной Корее, странах Восточной Европы», – напомнил «НИ» эксперт.

По словам директора одного из столичных интернет-магазинов Андрея Русовича, коллапсы мирового масштаба традиционно вызывают подорожание электроники. «Например, в прошлом году перебои с поставками возникли потому, что воздушное сообщение между европейскими странами было ограничено из-за извержения вулкана. Тогда цены на технику, с поставками которой возникли перебои, возросли на 3–5%».

Специалисты утверждают, что из-за землетрясения и аварии на АЭС не возникнет проблем и в российских ресторанах, предлагающих блюда японской кухни. Суши в них не кончатся, потому что большинство продуктов рестораторы закупают не в Японии. «У нас используются в основном российские продукты, – сообщила «НИ» оператор службы доставки компании «Планета суши» Надежда. Тот же ответ дал нам и официант суши-бара «Неготаки». «Большинство продуктов к нам доставляется из Индонезии, Таиланда, Норвегии, Италии, – сообщила «НИ» PR-менеджер ассоциации ресторанов «Веста-Центр-Интернешнл», вледеющей сетями «Якитория» и «Генотаки», Екатерина Фетискина. – Из Японии нам поставляются только два сорта рыбы. В настоящее время поставки прекращены из-за проблем, возникших в результате землетрясения. Но на складе эта продукция еще имеется. Если у нас возникнут сомнения, что рыба может быть заражена, мы перейдем на поставщиков из Австралии и Индонезии». А вот сотрудник сети суши-баров «Япоша», отвечающий за общение с прессой, но тем не менее не пожелавший представиться, отказался комментировать ситуацию с поставкой продуктов из Страны восходящего солнца.

«Сельскохозяйственную продукцию Япония практически не экспортирует, – рассказал «НИ» доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – Так что в этой сфере вряд ли возникнут какие-либо проблемы». «Даже если поставка продуктов из Японии будет вообще прекращена, это не обрушит рынок в России, – заявил «НИ» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. – Все эти продукты можно закупать в других странах». Правда, вот вопрос: можно ли будет после этого считать суши чисто японской едой?

Опубликовано в номере «НИ» от 18 марта 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: