Главная / Газета 8 Февраля 2011 г. 00:00 / Экономика

Встали на защиту

В России решили повысить порог банкротства стратегических предприятий

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Вчера в Госдуму поступил правительственный законопроект, меняющий процедуру банкротства стратегически важных для страны компаний. Сегодня производство по таким делам может быть возбуждено, если долг у предприятия равен стоимости самой дешевой иномарки. Власти предлагают увеличить эту сумму в десять раз. Однако эксперты называют это полумерой, отмечая, что, как правило, государство само же и загоняет в угол эти компании, многие из которых сейчас находятся в плачевном состоянии.

Цель законопроекта, представленного Минэкономразвития РФ – обеспечить сохранение стратегически важных производств. Для предотвращения необоснованного и преднамеренного возбуждения дел о банкротстве в отношении таких предприятий предлагается, в частности, в десять раз поднять объем требований по их задолженности. В действующей редакции закона сумма долга, при которой можно начинать процедуру банкротства, равна 500 тыс. руб. Это, напомним, 12,5 тыс. евро, то есть стоимость самой бюджетной иномарки. В законопроекте предложено эту сумму увеличить до 5 млн. руб., то есть до 125 тыс. евро.

Документ также предусматривает, что «стратегический» должник не может быть признан банкротом и в отношении него не может быть открыто конкурсное производство, если размер требований кредиторов в совокупности не превышает стоимости имущества, не входящего в состав единого производственно-технологического комплекса предприятия, и прав требования стратегической организации. Законодателям также предложено изменить порядок реализации права преимущественного приобретения предприятия стратегической организации.

Раньше в числе стратегических были и гражданские предприятия, но теперь их перечень в основном состоит из компаний оборонно-промышленного комплекса. Но не только. В прошлом году президент Дмитрий Медведев своим указом сократил этот перечень в пять раз. Так, число стратегических акционерных обществ уменьшилось с 208 до 41, а федеральных унитарных предприятий – с 230 до 159-ти. Вообще следует заметить, что у нас есть несколько официальных списков стратегических предприятий, и все они находятся под особым контролем государства. Вопрос в том, насколько такой контроль эффективен.

Эксперты считают правильным, что власти, наконец, решили поднять сумму порога банкротства, но не уверены в том, насколько такую повышенную защиту можно назвать серьезной. «Вопрос в том, каким образом будет осуществляться эта защита и не будет ли у нее так называемых «побочных эффектов», – заметил «НИ» юрист независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Олег Малкин. – На мой взгляд, увеличение суммы требований к должнику до 5 млн. руб. нельзя признать реальной защитой стратегически важных предприятий. Это ведь совсем небольшая сумма, если учесть, что речь идет об организациях, банкротство которых может негативно отразиться на экономике или безопасности страны в целом».

Как рассказала «НИ» заведующая кафедрой Финансового университета при правительстве РФ, ректор Института экономики и антикризисного управления Антонина Ряховская, сейчас большинство стратегических предприятий находится в тяжелом финансовом положении, многие уже на грани банкротства. «Защита таким компаниям однозначно необходима, но сегодняшние 500 тыс. – это просто насмешка, – утверждает эксперт. – При такой сумме можно обанкротить любое огромное стратегическое предприятие, которое выполняет особые функции по обеспечению безопасности страны. 5 млн. – это уже лучше, но тем не менее это не гарантирует таким компаниям защиту. Ведь зачастую банкротами эти организации становятся, потому что государство, разместив и получив выполненный госзаказ, не платит за него деньги. В лице Минфина оно просто ссылается на то, что денег сейчас нет. Другой государственный орган, налоговая служба инициирует процедуру банкротства, потому что стратегическая организация не заплатила налоги в бюджеты разных уровней. Так что увеличение суммы – это хороший шаг, но проблему он не решает. Необходимо решать вопросы обеспечения таких организаций в комплексе. В первую очередь государство, как субъект рыночной экономики, обязано своевременно расплачиваться по своим долгам».

Аналитик крупной инвестиционной компании Владислав Кочетков объясняет столь незавидное положение стратегических предприятий тем, что часть из них не может адаптироваться к рынку и найти для себя широкий круг внешних потребителей, помимо государства. «Многие из таких предприятий, особенно в сфере обороны, зависят только от государственного заказа, – пояснил «НИ» эксперт. – Нестабильность госзаказа приводит к тому, что предприятие недополучает доходы. А они ведь должны оплачивать электроэнергию, коммунальные услуги и прочее, в итоге долги накапливаются. Понятно, что 5 млн. – сумма небольшая и ситуацию она принципиально не меняет. Эти предприятия часто подвергаются рейдерским атакам. Причем рейдеров чаще всего интересует вовсе не производство, а недвижимость и земельные активы». По словам г-на Кочеткова, если речь идет о небольших производствах, повышенный порог банкротства хотя бы теоретически может остановить потенциальных рейдеров. Но если они нацелились на крупные предприятия, что для них 125 тыс. евро…

Опубликовано в номере «НИ» от 8 февраля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: