Главная / Газета 7 Февраля 2011 г. 00:00 / Экономика

Деньги из воздуха

Еврокомиссия угрожает судом странам, платящим за полеты над территорией РФ

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

В конце прошлой недели Еврокомиссия (ЕК) сообщила о начале расследования в отношении 11 государств – членов ЕС – Швеции, Финляндии, Дании, Франции, ФРГ, Австрии, Бельгии, Италии, Люксембурга, Великобритании и Нидерландов, имеющих двусторонние соглашения с РФ в сфере авиаперевозок. Авиакомпании названных стран, совершающие беспосадочные полеты между Европой и Азией над территорией России, выплачивают Москве роялти, общая сумма которых составляет около 420 млн. долларов в год. «Плата за воздух», по мнению Брюсселя, противоречит антимонопольному законодательству ЕС и нарушает условия свободной конкуренции в сфере воздушных перевозок.

Так называемый русский налог Lufthansa, British Airways, SAS, Finnair и другие компании перекладывают на своих пассажиров. К примеру, каждый путешественник, направляющийся из Скандинавии в Пекин, выкладывает около 150 «лишних» долларов за билет. В условиях общего удорожания полетов из-за роста цен на горючее и ожесточившейся конкуренции на транссибирской линии «незаконные поборы», как трактует роялти ЕК, ставят под угрозу выживание западных авиакомпаний. Если 11 стран Евросоюза, договорившиеся с Москвой о «плате за воздух», в течение двух месяцев расследования не дадут внятных объяснений, дело будет передано в суд ЕС. Напомним, что лишь два государства в мире – Россия и Пакистан – требуют денег за использование своего воздушного пространства.

«Нежелание России отказаться от сбора мзды объясняется чисто экономическими соображениями, – рассказал «НИ» директор отдела воздушной политики скандинавской авиакомпании SAS Олла Нэслунд. – Мы ежегодно платим 15–20 млн. долларов, но каждая компания ведет отдельные переговоры, единого «прозрачного» тарифа не существует, поэтому можно лишь предполагать размер общей суммы. По транссибирскому маршруту регулярно летают 10–11 европейских авиакомпаний, но сколько еще азиатских и американских! В общем, есть за что биться». Олла Нэслунд признает: формально Москва не обязана отказываться от этого надуманного налога, поскольку не подписала соответствующее международное транзитное соглашение. «Но ведь и Китай, к примеру, не подписал, но при этом не берет денег за воздух. В общем, это чистой воды произвол, – подводит итог специалист. – Ведь ЕС не требует с российских самолетов платы за использование своего воздушного пространства!»

Eвросоюз добивается решения проблемы в течение 20 лет. В 2006 году Владимир Путин, будучи президентом, пообещал на переговорах в Хельсинки, что роялти будут постепенно отменены. «Министр экономики Герман Греф сообщил в письме Комиссии Евросоюза, что Россия упразднит роялти к 2014 году, но мы добиваемся поэтапной отмены, которая началась бы немедленно. Почему с 2014 года, а не с 2016 или 2012-го? Никаких обоснований этого срока, насколько мне известно, министр не представил», – утверждает наш собеседник.

«Россия начала взимать деньги в 1971 году, когда самолеты еще не могли совершать беспосадочных перелетов между Европой и Азией, и потому были вынуждены приземляться в московских аэропортах. Русские утверждали, что, поскольку «идет движение на Москву», создаются помехи «Аэрофлоту», за это надо платить, – рассказывается на веб-сайте скандинавского воздушного транспорта Flygtorget. – В 1980-е посадки в Москве прекратились, но поборы остались. Русские на все упреки отвечают, что зарубежные авиакомпании платят добровольно. Ведь можно добраться до Китая и Японии, минуя российскую территорию, проложив маршрут южнее».

Однако авиакомпании, работающие на европейско-дальневосточной линии, утверждают, что подобные аргументы неприемлемы. Перелет через Россию – самый короткий. Путь в обход означает потерю времени до четырех часов и дополнительные расходы на горючее, составляющие более 10 тыс. долларов за один перелет. Как сообщает газета Svenska Dagbladet, Еврокомиссия считает, что транзитные сборы направлены на поддержку «Аэрофлота», которому и переводится львиная доля поступлений.

Проблема углубилась в связи с серией слияний европейских компаний в последние годы, из-за чего Москва стала требовать пересмотра существующих соглашений. К примеру, германская Lufthansa купила Austrian Airlines, после чего российские власти заявили, что австрийская компания, получившая нового владельца, не может летать над Сибирью. Ведь соответствующий двусторонний договор был заключен между Австрией и Россией. Вскоре в юридическую «серую зону» может попасть и скандинавская SAS, поскольку правительства Швеции, Норвегии и Дании ведут переговоры о продаже этой компании.

«Мы поддерживаем инициативу Еврокомиссии, ведь существующие соглашения с Россией устарели и ущемляют авиаперевозчиков», – прокомментировал на страницах Svenska Dagbladet начало юридического процесса представитель SAS Ханс Оллонгрен. Брюссель надеется, что угроза суда и крупных штрафов заставит страны – члены ЕС, выбравшие путь заключения индивидуальных соглашений с Москвой, отказаться от этой практики.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 февраля 2011 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: