Главная / Газета 27 Января 2011 г. 00:00 / Экономика

До лучших времен

Россияне не хотят тратиться, предпочитая откладывать деньги

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Население нашей страны в массе своей не собирается возвращаться к потребительскому буму докризисных времен, свидетельствуют данные международного исследования. Менее трети россиян готовы тратить свободные средства на приобретение товаров и услуг, и 42% планируют отложить их на «черный день». По словам отечественных экспертов, граждане не стремятся к активным покупкам, поскольку не уверены, что в ближайшем будущем их жизнь улучшится. Мало того, уже довольно скоро потребительская уверенность, а вместе с ней и само потребление могут пойти на спад.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Глобальный индекс потребительского доверия, рассчитанный исследовательской компаний Nielsen, завершил прошлый год на отметке 90 пунктов, начав его на 92. Пик уверенности пришелся на второй квартал года (93 пункта), а потом в 24 из 52 исследуемых государств потребительские настроения стали ухудшаться. Исследователи отмечают, что в большинстве стран мира люди жалуются на нехватку свободных средств, а к концу года эти жалобы стали звучать еще громче. В четвертом квартале потребители почувствовали, что их располагаемый доход стал меньше, чем когда-либо, а доля тех, кто испытывает нехватку средств, уже два квартала держится на самом высоком уровне за всю историю подобных наблюдений. Однако нашлись и страны, где потребители, напротив, почувствовали прилив оптимизма. Например, в Швейцарии только за последний квартал индекс вырос на 10 пунктов, в Турции – на 6.

Рост потребительского доверия за прошлый год наблюдался в 16 странах. Наибольшую уверенность продемонстрировали жители Индии – 131 пункт. Далее идут Филиппины – 120, Норвегия – 119, Индонезия – 116, Австралия – 112, Швейцария – 110, Сингапур – 109, Бразилия – 108, Малайзия и Саудовская Аравия – 107. Среди регионов мира на первом месте оказалась Латинская Америка – 100 пунктов, на втором Азиатско-Тихоокеанский регион – 97, на третьем Северная Америка – 83. Европа набрала лишь 79 пунктов, что неудивительно, если учесть пессимизм португальцев, ирландцев, итальянцев, греков и испанцев. И это можно понять – огромные долговые проблемы, которые сейчас испытывают их государства, не стимулируют к покупкам.

Россия по итогам года вошла в первую десятку оптимистов Европы с показателем 88 пунктов в четвертом квартале. Это на 2 больше, чем в начале года, и на 2 меньше, чем в середине. Конец года показал, что готовность наших потребителей тратить существенно снизилась, а вот желание копить на «черный день» выросло. Лишь 31% опрошенных полагают, что уже настало удачное время для расходования свободных средств на приобретение товаров и услуг. В третьем квартале так думали 41%. Снизилось и число потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом 42% респондентов заявили, что планируют делать сбережения.

Кстати, представленный вчера доклад по оптовой торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний показал, что в конце года наметилось замедление темпов роста. Хотя те, кто торгует товарами повседневного спроса (продуктами питания, парфюмерией и косметикой, а также фармацевтическими товарами), напротив, отмечали рост потребления. Но это, что называется, по первой необходимости. В отношении же крупных покупок, как показал недавний опрос «Левада-Центра», россияне по-прежнему весьма консервативны.

Руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова рассказала «НИ», что и международные, и отечественные исследования потребительских настроений отражают субъективные оценки уровня благоприятности текущей экономической ситуации и ожиданий на ближайшие месяцы. Особенностью прошлого года стало то, что текущая ситуация представлялась людям лучше, а вот вера в будущее никак не крепла. «По данным нашего исследования, сводный индекс потребительских настроений в декабре 2010 года к декабрю 2009-го вырос на 5%. Но при этом оценка текущей ситуации улучшилась на 11%, а оценка ожиданий – всего на 1%, – пояснила эксперт. – А именно второй компонент является наилучшим предсказателем того, как поведет себя потребитель через месяц-два. Поэтому мы ожидаем, что в январе произойдет довольно существенное снижение потребительских настроений».

По словам г-жи Красильниковой, снижение могло произойти еще в декабре, но конец года всегда отмечается всплеском потребительских настроений, связанным с новогодними праздниками. Однако в этот раз всплеск был очень слабым. Что же касается 2011 года, то сомнения россиян относительно лучшего будущего сыграют с ним злую шутку. «Даже если доходы населения будут увеличиваться, товарооборот будет расти медленно. Прежде всего, это коснется тех товаров, покупку которых можно безболезненно отложить, например, бытовой техники», – отметила г-жа Красильникова.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 января 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: