Главная / Газета 20 Января 2011 г. 00:00 / Экономика

Убойная комиссия

Простейшая банковская услуга подорожала в Москве местами в 25 раз

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Указание мэра Москвы Сергея Собянина любыми средствами сдержать темпы роста тарифов на электроэнергию в рамках 9,9% для квартир с электрическими плитами и 10,1% с газовыми выполнено. Горожанам хоть и залезли в кошелек, но не так глубоко, как могли бы. Однако теперь им гораздо дороже обходится сама процедура платежа. С начала года 2,5% банковской комиссии изъяли из тарифа, эти деньги потребители теперь платят непосредственно в банке. В результате в момент платежа цена услуги увеличивается в десятки раз.

За рост оплаты электричества москвичи «благодарят» и энергетиков, и банкиров.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
За рост оплаты электричества москвичи «благодарят» и энергетиков, и банкиров.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Дело в том, что кредитные организации, воспользовавшись нововведением, стали применять «честный способ отъема денег у населения», установив «минимальный размер комиссии», который зачастую в несколько раз превосходит даже саму сумму платежа.

Проживающая в районе станции метро «Сокол» 77-летняя москвичка Людмила Ивановна рассказала «НИ», что на прошлой неделе она отправилась платить за электричество в ближайшее отделение Сбербанка на Новопесчаной улице и была просто огорошена. При общей сумме платежа в 119 руб. (по трехтарифному счетчику) операционист запросил еще 60 руб. комиссии. Три тарифа – три «бумажки» по 20 руб. каждая. При этом за ночное потребление (а это у пенсионерки всего 6,45 руб.) нужно также оплатить отдельно 20 руб. комиссии, потому что это самостоятельный платеж. Удивлению пожилой женщины не было предела – она потратилась на дорогой прибор учета, чтобы экономить на оплате, а не для того, чтобы финансировать самую богатую кредитную организацию страны. Вместо 2,38 руб., которые бы раньше включили в оплату автоматически, теперь банку нужно отдать целых 60. «Это же в 25 раз больше! – возмутилась Людмила Ивановна. – Платить не стала и позвонила за разъяснениями в редакцию».

Банки действительно с нового года получили право самостоятельно взимать свою комиссию за платежи в пользу «Мосэнергосбыта» – об этом стало известно еще 12 января. Возможно, не все москвичи тогда обратили внимание на это изменение: какая разница, как платить 2,5% – в тарифе или отдельно? А разница большая, она, конечно, «дырку на стене не загораживает», но о жадности банков свидетельствует. Сбербанк, например, с 1 января установил 2,5% комиссии у операциониста и 1% через Интернет. Но «фокус» в том, что для физлиц минимальная сумма этого платежа установлена в размере 20 руб. Как раз о них и «споткнулась» наша читательница. Кстати, аналогичным образом свою комиссию обустроили и другие кредитные организации столицы. В среднем у всех она «в окне» от 2,5 до 1,5%, но минимальная – 20 руб. А Банк Москвы оценил себя еще выше – минимум 25 целковых за квитанцию.

Средняя сумма платежа за электроэнергию в Сбербанке составляет 500 руб., среднемесячное количество операций – 2,8 млн. Таким образом через банк проходит 1,4 млрд. руб. в месяц и 16,8 млрд. рублей в год, это подсчитали в самом «Сбере». «По условиям ранее действовавшего договора Московского филиала Сбербанка России с ОАО «Мосэнергосбыт» платежи по двухтарифным и трехтарифным счетчикам банк должен был принимать как отдельные, а не единой суммой, чтобы получатель платежа мог различить их. До настоящего момента программное обеспечение в банке настроено на прием таких платежей по отдельности («Ночь-Пик-Полупик» – три платежа или «Ночь-День» – два платежа по 20 рублей каждый), и соответственно для принятия этих платежей операционно-кассовому работнику необходимо провести две или три операции с комиссиями, – сообщили «НИ» в пресс-службе банка. – В настоящее время проводится корректировка программного обеспечения, для того чтобы можно было оплачивать электричество по многотарифным счетчикам единым платежом с одной комиссией».

В банке уверяют, что работы по перенастройке ПО будут закончены примерно к февралю 2011 года. «До этого времени выгоднее оплачивать такие платежи через устройства самообслуживания (банкоматы и информационно-платежные терминалы Сбербанка России), где минимальный тариф за платеж не установлен, а комиссия составит 1% от суммы платежа, но не более 1000 руб.», – рекомендует «Сбер». То есть наша читательница может оплатить свои три платежа в сумме 119 руб. через банкомат или платежный терминал прямо в своем отделении Сбербанка, заплатив комиссию всего 1 руб. 19 коп. Но пенсионеров там об этом почему-то никто не оповещает и терминалами пользоваться не обучает – от окна операциониста они, расстроенные, уходят домой.

Точно так же приобщают своих плательщиков к «инновационным технологиям» и другие банки – платить выгоднее всего в их терминалах. А чтобы с минимальной комиссией, нужно прибегнуть к услуге «автоматическое списание», но для этого в банке нужно иметь как минимум пополняемый счет, а еще лучше и платежную карту. Без карты и счета можно обойтись лишь в офисах «Почты России», где при оплате счетов «Мосэнергосбыту» с 11 января установлена комиссия в размере 1,5% от суммы платежа.

Оплатить электричество можно и вовсе без комиссии, но для этого нужно завести «Личный кабинет» на сайте поставщика. «Мы предлагаем потребителям оплачивать использованное электричество на нашем сайте», – сообщил «НИ» пресс-секретарь ОАО «Мосэнергосбыт» Константин Верюжский. Но для этого нужно как минимум быть подключенным к интернет-каналу связи со скоростью не менее 128 кбит/сек (рекомендуется 256 кбит/сек и более). Кроме того, для корректной работы в «Личном кабинете» на компьютере должен быть установлен один из браузеров версий Internet Explorer 7.0, Mozilla Firefox 3.0, Google Chrome 7 и выше. В пресс-службе компании заверили, что поставщик знает о проблемах, которые испытывают москвичи, не имеющие банковских карт и выхода в Интернет, но при этом подчеркивают: «Мосэнергосбыт не имеет никакого отношения к изъятию банковской комиссии из тарифа. Это полностью инициатива правительства Москвы. И тезис о том, что мы сами лоббировали это решение, уже прозвучавший в прессе, не соответствует действительности и по замыслу заинтересованных лиц должен ввести потребителей в заблуждение».

Действительно, банковская комиссия выведена из тарифа за электроэнергию постановлением Правительства Москвы 1061-ПП от 14 декабря 2010 года, подписанного г-ном Собяниным. С какой целью это сделано, и почему банки получили право произвольно манипулировать этим платежом в свою пользу, «НИ» поинтересовались в городском департаменте по вопросам экономической политики. «В конце 2010 года истек срок договора «Мосэнергосбыта» со Сбербанком о включении комиссии в тариф. Правительство Москвы решило его больше не продлевать, так как централизованный платеж за электроэнергию посредством одного лишь Сбербанка противоречит российскому законодательству о конкуренции – нужно дать возможность и другим банкам принимать эти платежи. А потребителю дать возможность выбора банка, – заявил Леонид Браткин, руководитель пресс-службы ведомства. – Москвичам волноваться не нужно, нужно осваивать новые технологии. Никто никому не желает зла и не хочет нагрузить население. Просто пришла пора менять привычку платить в Сбербанке».

«На мой взгляд, вообще антиморально брать деньги за эти платежи у пенсионеров и малоимущих, – заявила «НИ» Надежда Школкина, эксперт Общественной палаты. – К нам в приемную поступил шквал жалоб с начала года, и мы собираемся подготовить на эту тему обращение к властям. Необходимо срочно выработать механизм защиты хотя бы нищих слоев населения от банков. Хотя всех возмущает необходимость оплачивать не только все растущие тарифы, но еще и красивую жизнь нескольким джентльменам из столичных кредитных организаций».

Национальное агентство финансовых исследований совместно с компанией Russian Realty Research в конце прошлого года провели всероссийский опрос: как люди предпочитают оплачивать услуги ЖКХ. Так вот, большинство россиян в этом вопросе консерваторы – 46% оплачивает в отделениях Сбербанка, а две трети из них предпочитают совершать оплату именно через кассу. Специальные терминалы для оплаты услуг ЖКХ, установленные в отделениях Сбера, востребованы пока только у 10% плательщиков. А удаленные способы оплаты (через Интернет или с помощью мобильного телефона) пока вовсе не прижились среди россиян – за это проголосовал 1% опрошенных. Конечно, банкиры в этом не виноваты, но они охотно пользуются нашей «непродвинутостью». А призывы «приобщаться к новым технологиям», обращенные к малоимущим пенсионерам, звучат, на наш взгляд, и вовсе кощунственно.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 января 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: