Главная / Газета 21 Декабря 2010 г. 00:00 / Экономика

Нулевой вариант

Минсельхоз готов временно отменить импортные пошлины на зерно

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

На рассмотрении правительственной подкомиссии по защитным мерам во внешней торговле находится предложение Минсельхоза убрать таможенную пошлину на все виды зерна до 1 июля 2011 года. Об этом сообщил вчера журналистам Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза (РЗС), которому принадлежит авторство этой идеи. Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что одного обнуления импортной пошлины для решения проблем продовольственного рынка будет мало.

Из-за плохой логистики Россия ввозит чужое зерно, хотя хватило бы и своего.<br>Фото: AP
Из-за плохой логистики Россия ввозит чужое зерно, хотя хватило бы и своего.
Фото: AP
shadow
В настоящее время пошлина на ввоз зерновых в нашу страну составляет 5%. По словам г-на Злочевского, ее временное обнуление позволит снизить логистические издержки и сдержать рост цен на ближайшие полгода. Логика тут проста: стоимость импортного зерна будет служить ограничителем для ценообразования на внутреннем рынке. РЗС рассчитывает, что внутренняя цена на импортный фураж с учетом доставки до потребителя составит около 9 тыс. руб. и это станет неким «порогом» цен на нашем собственном рынке.

Таможенному союзу, уверяют в союзе, вреда от этого не будет никакого. «Это вопрос не Таможенного союза, поскольку ни в Белоруссии, ни в Казахстане импортных пошлин нет», – пояснил Аркадий Злочевский. По прогнозу РЗС, объем импорта зерна в РФ в текущем сельскохозяйственном сезоне (с 1 июля 2010 года по 30 июня 2011 года) составит 3–3,5 млн. тонн, и это «в пределах нормы». Правда, обычно Россия ввозит 1–2 млн. тонн, а в прошлом сезоне импорт составил менее 0,5 млн. тонн, потому что своих излишков на внутреннем рынке было много.

Урожай этого года, по сводкам из регионов, составил 60,5 млн. тонн зерна. Но когда к концу месяца его подсчитает Росстат, эта цифра может составить 62,5 млн. тонн, полагают в РЗС. Добавив к этому 26,4 млн. тонн запасов с прошлого сезона, страна сможет к новому сельхозгоду выйти с переходящими запасами в объеме примерно 15 млн. тонн.. Это связано с объемом внутреннего потребления зерновых, который в последние годы снижается. «В этом сезоне 70 млн. тонн – это потолок, а в реальности потребление может составить 67–68 млн.», – уверен г-н Злочевский.

Пошлина в стоимости импортного зерна большой роли не играет, и ее следовало отменить давно – как только стало ясно, что собственными запасами Россия в этом году не обойдется, считает эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов. Однако, убежден он, сейчас цена в 9 тыс. руб. за тонну импортного зерна просто недостижима: ячмень в Европе сегодня стоит 280 долларов на бирже. Если заложить сюда фрахт, НДС и перевалку, то в порту отгрузки 1 тонна стоит уже 370 долларов, или 11,5 тыс. руб. «И тот факт, что Россия до сих пор не открыла импорт, говорит не о том, что никакой катастрофы у нас на зерновом рынке нет, а о том, что импорт с учетом издержек гораздо дороже, чем цены внутри, – заявил «НИ» специалист. – И 5% погоды здесь не делают». Зерно придется закупать в дальнем зарубежье непременно, потому что в Казахстане оно еще дороже, а на Украине для вывоза разрешены только кукуруза и пшеница – остальные культуры под эмбарго.

По прогнозам ИКАР, если из интервенционного фонда будет выделено 3,5 млн. тонн зерна и еще 2,5–3 млн. тонн поступят из Европы, то мы закроем потребности. Причем интервенционное зерно, скорее всего, будет выдаваться в качестве дотаций, так как импорт будет дорогой, а у предприятий есть норма окупаемости. На денежные компенсации переработчикам эксперты не рассчитывают. На вопрос, почему нельзя поставить в дефицитные регионы (в частности, в центре страны) излишки, имеющиеся в южных областях, и не обращаться к дорогому импорту, Олег Суханов заметил: «У нас есть старая проблема – дороги. Сейчас логистика внутри работает на полную мощность, но мы не успеем перекинуть нужные объемы за оставшееся время. А импорт мы завозим по другим «магистралям», и до потребителя он доходит в разы быстрее». Так, может, не пошлины «обнулять», а внутреннюю логистику налаживать?

У Игоря Павенского, начальника аналитического центра «Русагротранс», другое предложение: «При малой пользе отмены пошлины было бы гораздо эффективнее договориться с украинским правительством об открытии поставок пивоваренного и фуражного ячменя в Россию. У нас с этой страной «нулевая» пошлина по отдельной договоренности, транспортные издержки минимальны, качество зерна там хорошее, нужно только снять их эмбарго. Только так мы получим конкурентное зерно в этом сезоне. Иначе придется возить из Европы дорогой ячмень, который в 9 тыс. руб. за тонну не обойдется ни при каких поблажках правительства. К тому же импортная фуражная кукуруза и ячмень на 100% содержат ГМО, а этот компонент не совпадает с отечественной «продовольственной программой».

Опубликовано в номере «НИ» от 21 декабря 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: