Главная / Газета 23 Ноября 2010 г. 00:00 / Экономика

Ставка на женскую ножку

После кризисного обвала российский рынок обуви начал оживать

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

На пике кризиса российский рынок обуви сократился на 25–30%, в том числе на 22% съежился импорт, дающий основной объем продаж в стране. В деньгах это минус 10 млрд. долларов. Сегодня рынок оживает: по данным Национального обувного союза, на одного россиянина приходится в среднем по 2 новые пары обуви в год. Правда, средний европеец покупает 4,5, а американец – 6,5 пар.

В кризис пострадал больше всего, естественно, высокий ценовой сегмент: минус 30–40% продаж, а дискаунтеры, наоборот, поправили дела за счет «премиальных» покупателей. Впрочем, если до финансовых передряг россияне покупали по 2–6 пар обуви в год, то теперь позволяют себе это в 3 раза реже. При этом женщины, как и прежде, переобуваются намного чаще, чем мужчины. Учитывая этот факт, а также то, что дамские покупки, как правило, дороже, некоторые сети в этом году решили вообще отказаться от мужского ассортимента.

«Решение о специализации на женском ассортименте мы приняли после тщательного анализа, – рассказал «НИ» вице-президент одной из обувных корпораций Сергей Саркисов – В предыдущие годы соотношение мужской и женской обуви у нас составляло 30 к 70. В качестве эксперимента 2 года назад мы изменили соотношение на 20 к 80 и убедились, что к падению объемов продаж по сети в целом это не привело». Примерно по тем же причинам «сдаются» компании, которые до сих пор продавали только мужскую обувь. На полках их магазинов появляются женские сапоги и ботинки.

Поскольку в России производство обуви практически не пользуется вниманием властей, мы продолжаем кормить иностранных производителей, причем не самых добросовестных. «Открыть новое производство в России или увеличить действующие мощности практически невозможно», – говорится в свежем докладе Российского союза кожевников и обувщиков (РКСО). Руководство Национального обувного союза тоже жалуется: «Региональные власти продолжают «кошмарить» бизнес проверками, отбивая всякое желание что-либо производить. Например, по сообщению производителей из Ростовской области, с начала 2010 года на их производствах побывало уже по четыре проверки, правдами и неправдами вытягивая у них финансовые средства. Местные власти не хотят поддерживать производство, видя в нем только «дойную корову».

По экспертным оценкам, объем обувного рынка составляет 12–15 млрд. долларов, или 400 млн. пар обуви в год. Но учтенный объем потребления в 2009 году составил всего 280 млн. пар, в том числе официальный импорт – 220 млн., российское производство – около 60 млн. пар, а остальное – «серый» импорт». Средняя контрактная цена одной пары обуви остается на уровне 10 долларов США, или 290 руб. Это говорит о качестве массовой обуви, которую мы носим. Из Китая завезено 85% обуви, из Турции – 7–9%. На долю Германии и Италии приходится около 5%. Китайские туфли закупаются по 10–14 долларов за пару, а продаются в розничной торговле по 50–400 долларов. Это к вопросу о рентабельности обувной торговли.

Понятно, что покупку туфель нельзя откладывать на долгие годы, и, не дожидаясь конца кризиса, потребители уже потихоньку начали обновление обувных запасов. Цены на это отреагировали тут же. В I квартале 2010 года продажи выросли на 5–10% в натуральном выражении и на 15–20% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оценивает Сергей Саркисов. Специалисты ожидают в будущем году возобновления роста продаж и цен опережающими темпами, хотя бы потому, что рынок обуви в отличие от автомобильного даже в 2008 году «перегрет» не был.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: