Главная / Газета 10 Ноября 2010 г. 00:00 / Экономика

Кто едет, тот платит

Власти определили принцип сбора средств на содержание дорог

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Со следующего года содержание и строительство российских дорог будет финансироваться из специально создаваемого Федерального дорожного фонда (ФДФ). Источниками его наполнения помимо бюджетных ассигнований станут поступления от акцизов на моторное топливо, аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог, и платы за проезд машин грузоподъемностью более 12 тонн. Независимые эксперты, в целом поддерживая факт появления фонда, расходятся в оценках того, насколько чувствительными будут для простых автомобилистов налоговые сборы.

Ранее сообщалось, что расходы дорожного фонда с учетом бюджетных средств и других доходов составят в 2011 году 386,7 млрд. руб., в 2012-м – 347,2 млрд., а в 2013-м – 395,2 млрд. руб. В законопроекте, подготовленном на днях Минфином, указано, что базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда составит 254,1 млрд. руб. Остальные деньги будут приходить от акцизов на топливо, аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог, от сборов за проезд автомобилей, зарегистрированных не в РФ, и платы за проезд по федеральным дорогам машин грузоподъемностью более 12 тонн.

«Возрождение дорожного фонда я поддерживаю, потому что, когда в 2001 году эти фонды отменили, у нас резко упали темпы дорожного строительства и сложнее стало контролировать то, что там происходит, – сообщил «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Понятно, что это не решает всех проблем, но, по крайней мере, деньги, которые забирают у автомобилистов, будут использованы по целевому назначению».

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин также выступает за создание фонда, отмечая при этом, что панацеей от всех дорожных бед он не станет. «Чтобы привести в порядок дорожную сеть страны, нужны принципиально другие деньги. Строительная программа одной только Москвы в докризисные годы, например в 2008-м, стоила, без содержания и ремонта дорог, 105 млрд. руб., – пояснил он «НИ». – Но это шаг в нужном направлении, который закладывает базу для установления нормальных обратных связей – чем больше человек ездит, тем больше он покупает бензина, тем больше средств поступает в дорожный фонд. Мне как автомобилисту платить лишний рубль за литр бензина или лишнюю сотню за парковку чрезвычайно обидно. Но как эксперт в этой области я понимаю, что другого пути просто нет. Кто едет, тот платит – ничего другого человечество пока не придумало».

Действительно, основным внебюджетным источником средств в дорожный фонд станут поступления от акцизов на ГСМ, ставка которых в ближайшие три года будет увеличиваться на 1 руб. ежегодно. На этом бюджет дополнительно заработает к 2013 году 280 млрд. руб. При этом власти не раз заявляли, что эта мера не окажет серьезного влияния на цены на бензин. «Сейчас акциз в цене моторного топлива составляет менее 10%, например, если Аи-95 стоит порядка 25 руб., то в нем два рубля с мелочью – это акциз, – пояснил г-н Блинкин. – Дополнительный рубль формально увеличит среднюю стоимость бензина, но говорить, что это будет решающий фактор роста, нельзя. Если посмотреть на разброс цен на разных заправках, то он гораздо больше рубля. Перепады, связанные с чисто торговыми факторами, более заметны, чем налоговая политика».

А вот г-н Похмелкин считает, что эти изменения станут довольно ощутимыми для автолюбителей. «Я не считаю правильным повышение акцизов на бензин. Что бы там ни говорил Минфин, цены на топливо и без того достаточно высоки и неадекватны ситуации в стране. С моей точки зрения, это будет ощутимо и достаточно болезненно, – заметил он «НИ». – Тем более что повышение акциза может быть воспринято нефтяными компаниями как некое разрешение и самим тоже дополнительно накручивать цену».

Виктор Похмелкин предлагает вместо повышения акцизов включить в стоимость бензина транспортный налог. «Это было бы разумно: кто много ездит, тот много и платит. Тем более что в нынешнем виде собираемость транспортного налога составляет не более 50%, а по ряду регионов и того меньше. А здесь собираемость была бы почти 100%, от этого выиграли бы все, и дорожный фонд, и автомобилисты», – уверен эксперт. Но пока транспортный налог сохраняется в прежнем виде, и, хотя его базовая ставка была уменьшена вдвое, это не значит, что реальные платежи тоже сократятся. «Право его уменьшить было предоставлено регионам, у которых и так денег нет. Я почти уверен, что никто не сократит вполовину транспортный налог, все равно он будет взиматься по максимальной шкале. Так что поездки на автомобиле станут дороже», – подытожил г-н Похмелкин.

Тяжелее всего придется тяжелым грузовикам массой свыше 12 тонн, с которых с 1 января 2012 года начнут брать отдельную плату. Ее размер, по предварительным расчетам Минфина, будет варьироваться от 4,2 до 13,7 тыс. руб. в год в зависимости от типа транспортного средства. Тех, кто не станет платить, будут штрафовать, причем эти деньги также пойдут в дорожный фонд. Размер штрафа для водителей составит 5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 40 тыс., а юридическим лицам придется заплатить в 10 раз больше первоначального тарифа. В целом власти рассчитывают получить с тяжелых грузовиков до 3 млрд. руб. в 2012 году, 10 млрд. в 2013-м, а затем довести эту цифру до 60 млрд. руб. «Износ покрытия происходит именно из-за тяжелых грузовиков, поэтому во многих странах их облагают дополнительной платой, – подтвердил Михаил Блинкин. – В Германии, например, для этого существует спутниковое отслеживание, и грузовики платят за километраж, пройденный по дорогам определенных категорий. Как мы будем это делать технически, я пока не очень понимаю. Такую систему у нас за год-два не внедрить, надо будет придумать что-то попроще».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: