Главная / Газета 6 Октября 2010 г. 00:00 / Экономика

Век пива не видать

Минздравсоцразвития внесло законопроект, ограничивающий рекламу слабоалкогольной продукции

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Как заявила вчера министр Татьяна Голикова, в понедельник по поручению президента Минздравсоцразвития внес в правительство законопроект, который ограничивает рекламу слабоалкогольной продукции. По ее данным, в последние годы доля потребления таких напитков быстро растет. Авторы документа озабочены ростом пивного алкоголизма.

Специалисты считают пивной алкоголизм не менее опасным, чем водочный.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Специалисты считают пивной алкоголизм не менее опасным, чем водочный.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Действительно, в структуре продажи алкогольной продукции 80% приходится на пиво, 13% – на водку и ликероводочные изделия, 6% – на вино и 1% – на коньяк. Иными словами, чем продукт дешевле, тем доступнее. Г-жа Голикова также отметила, что Россия по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по уровню потребления алкоголя на душу населения. На сегодняшний день это около 15 литров на человека в год, включая младенцев и беременных женщин. А по оценкам Всемирной организации здравоохранения, если на жителя приходится более 8 литров алкоголя в год, это опасно для нации.

«Пивной алкоголизм достиг в России ужасающих масштабов. Особенно подверженными ему оказались несовершеннолетние. Анонимные опросы, регулярно проводящиеся в школах, свидетельствуют о том, что средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. Это повседневный напиток многих школьников, – рассказал «НИ» один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Антон Беляков. – Пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3–4 раза быстрее и, по мнению наркологов, меньше всего поддается лечению».

Особую роль в распространении пивного алкоголизма, по мнению депутата, играет агрессивная рекламная кампания. Сейчас реклама этого напитка запрещена на телевидении с 7 до 22 часов, на радио – с 9 до 24 часов, но весь вечерне-ночной эфир переполнен ею. И эти ролики ориентированы в основном на молодое поколение – они внушают, что употребление слабоалкогольных напитков способствует легкости общения, создают у подростков на подсознательном уровне ощущение собственной значимости, иллюзию «социальной ценности» баночных напитков, а главное – полной безопасности их употребления. «Поэтому законопроект предлагает полностью запретить рекламу пива и напитков, изготовленных на его основе, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеопоказах. А при рекламе в печатных СМИ и на билбордах – увеличить площадь надписей о вреде чрезмерного употребления до 30% площади (вместо нынешних 10%)», – заявил депутат.

«Все хорошо, но из поля зрения законодателей опять выпал общественный транспорт, и метро в частности. Это же случилось ранее с рекламой сигарет. Она в крупных городах полностью переместилась в подземку. Тот же путь ждет и рекламу слабоалкогольных напитков, – предупредила «НИ» Александра Очирова, эксперт Общественной палаты. – Мы считаем, и наша позиция полностью совпадает с мнением экспертов-медиков, что реклама табачных и алкогольных изделий должна быть полностью изъята из всех общественных мест и с аудиовизуальной продукции, а сами изделия изъяты из продажи в местах шаговой доступности. Только так можно снизить риск растущей смертности в стране».

К слову, ранее «затравленная» законодателями реклама крепкого алкоголя уже сейчас мимикрирует под что угодно. К примеру, в конце марта ФАС оштрафовала ООО «Гэллэри Сервис» и ООО «Р-Медиа» на общую сумму в 100 тыс. руб. за нарушение закона «О рекламе». Дело в том, что один бдительный гражданин еще в апреле 2009 года обратил внимание на билборды Москвы и Подмосковья, где под видом рекламы фильма крупно красовался товарный знак водки. А ФАС потребовалось почти 12 месяцев, чтобы провести расследование и добиться наказания нарушителей.

Позиция членов Российской ассоциации рекламодателей, куда входят и самые крупные производители пива, базируется на отзыве самой ФАС о том, что для того, чтобы полноценно бороться с рекламой слабого алкоголя, его сначала нужно приравнять к крепкому, реклама которого запрещена. «А пока позиция ФАС отрицательная, то и отзыв правительства на эту инициативу будет таким же, – заявил «НИ» Федор Борисов, директор Российской ассоциации рекламы. – Да, задача перед правительством стоит правильная – снизить потребление алкоголя в стране. Но это не значит, что за счет рекламы можно решать все вопросы. Те ограничения, которые уже есть, вполне достаточны. У нас пиво рекламируют только ночью и только путем демонстрации товарного знака. Остальное – нельзя».

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: