Главная / Газета 16 Сентября 2010 г. 00:00 / Экономика

Из ямы «Ладу» вытянул утиль

Минэкономразвития предлагает высокие пошлины на иномарки сохранить, а программу утилизации старых автомобилей продлить

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

В российский автопром больше не нужно вливать деньги. Гораздо эффективнее продлить программы утилизации и держать заградительные пошлины на иномарки. С таким заявлением на саммите Рейтер в среду выступил замминистра экономического развития Андрей Клепач. По его словам, господдержку в виде утилизации автомобилей стоит продлить еще на два года, а импортные пошлины удерживать на нынешнем уровне еще пять-шесть лет. Эксперты эти действия одобряют.

Автохлам как средство продвижения «Лады» на рынке.<br>Фото: WWW.SAMRA.RU
Автохлам как средство продвижения «Лады» на рынке.
Фото: WWW.SAMRA.RU
shadow
Государство уже вложило в поддержку отечественного автопрома 170 млрд. руб., из которых 75 млрд. руб. досталось «АвтоВАЗу» в виде прямой помощи. Однако куда более эффективной оказалась программа утилизации подержанных автомобилей. При сравнительно небольших вложениях со стороны государства она подняла продажи тольяттинского гиганта на треть и вернула ему прибыль.

Премьер-министр России Владимир Путин накануне саммита заявил, что программа утилизации будет продлена лишь до 2011года с объемом финансирования в 14 млрд. руб. Г-н Клепач же полагает, ее нужно пролонгировать еще на год. «Мы считаем, что нужно будет продлить программу на 2012 год, правда, в достаточно ограниченных размерах», – заявил он. По его словам, на это потребуется лишь 3–5 млрд. руб. – в зависимости от того, будет ли введена утилизация грузовых автомобилей. По сведениям Клепача, в 2011г. на легковой «автохлам» в бюджете записано 5 млрд. руб. в дополнение к 20 млрд. руб., выделенным в этом году.

Другая мера поддержки отечественного автопрома – пошлины на иномарки. По данным замминистра, принято решение «как минимум до 2015–2016 гг. сохранять высокий уровень тарифной защиты». Впрочем, повышать пошлины далее правительство пока не планирует: «Мы и так их уже повысили. Больше мы не собираемся», – заявил чиновник. Однако все эти «пилюли» будут напрасны, если тот же «АвтоВАЗ» срочно не обновит свой модельный ряд. «АвтоВАЗ», если он не реализует свою программу модернизации и не запустит новые модели, через два-три года обанкротится и уже никому не будет нужен, даже «Рено», – предупредил замминистра.

Хотя среди производителей легковушек, бесспорно, речь в первую очередь касается «АвтоВАЗа», который только за 8 месяцев этого года увеличил свою долю на рынке еще на 2%, заняв 28% автомобильного рынка страны. Его отечественные конкуренты ГАЗ и УАЗ выглядят пока настоящими младенцами – с долями 0,1% и 2,3% соответственно.

Госпрограмма помогла прежде всего «АвтоВАЗу», хотя эксперты и считают, что утилизация была рассчитана на всех российских производителей, в том числе и иностранных сборщиков – Renault, Ford, Skoda, Toyota. «Другое дело, что стоимость их экономичных моделей сейчас процентов на 30–40 превышает стоимость автовазовской продукции. Вот покупатель и голосует за «Лады» и «Жигули». Но через три-четыре года вазовская продукция выравняется в цене с «отверточной». И если ее качество будет продолжать отставать, о высоких продажах действительно придется забыть, – предупреждает эксперт крупной ИФК Андрей Рожков. – Клепач правильно сказал, если через пару лет «АвтоВАЗ» не предложит ничего альтернативного своей «классике 80-х», то банкротство реально. Конечно, у предприятия есть новый менеджмент и программа модернизации, но ей нужно скрупулезно следовать, а не просто делать громкие заявления. Рано или поздно терпение лопнет и у чиновников».

«Правительство делает все правильно – стране нужен свой автопром, – сказал «НИ» аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун. – И у «АвтоВАЗа» есть все шансы справиться с поставленной задачей. Во всяком случае, уже тестируется бюджетная «Лада Гранта» (ее стоимость в базовой комплектации будет равна примерно 220 тыс. рублей. – «НИ»), которая должна заменить собою все модели «Жигулей». И пять лет, обозначенные Клепачем, это срок, за который реально видоизменить наш автопром. Правда, это уже не будут отечественные автомобили в старом понимании. Это будет совместный инженерный «плод», созданный под нашим именем, на нашей земле, из наших комплектующих».

Относительно программы утилизации г-н Топтун высказался умеренно: «Я бы не стал продлевать ее на 2012 год. Не нужно искусственно взращивать спрос. В России и без того есть огромный потенциал – в регионах машин постоянно не хватает. И после кризисного «провала» уже наметилось серьезное оживление в продажах». Не согласен эксперт и с тем, что при нынешнем качестве покупатель может отказаться от российских авто в пользу «сборных»: «Наши автомобили можно собрать и разобрать в полевых условиях. В глубинке их запчасти самые дешевые и доступные. В любом гараже все прекрасно чинится. Иностранные же автомобили этого лишены. Поэтому симпатии россиян еще долго будут на стороне российских автомобилей».

Опубликовано в номере «НИ» от 16 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: