Главная / Газета 18 Августа 2010 г. 00:00 / Экономика

По справедливости

Аграрии просят государство скупить у них зерно по рыночной цене

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Минсельхоз Ростовской области потребовал вчера, чтобы федеральные власти создали четкую схему реализации зерна на внутреннем рынке в связи с введенным в РФ запретом на экспорт зерна. Такая схема должна стать основной мерой поддержки регионов, которые понесут потери в результате этого запрета. Для субъекта РФ, на который приходится до трети всех экспортных зерновых поставок, эта проблема явно не надуманна.

shadow
По итогам уборки почти 100% площадей в этом году Ростовская область вышла на второе место в России по валовому сбору зерна, намолотив 6,6 млн. тонн. Ежегодно на экспорт она отправляет около 3 млн. тонн зерна, а это – около 30% всего российского экспорта. «Сегодня основная задача – предоставить сельхозпроизводителям реализовать произведенное зерно по выгодным ценам», – отмечает ростовский Минсельхоз. А в качестве основной составляющей, которая удорожает зерно, там называют стоимость транспортировки в другие регионы. Донские аграрии предлагают государству скупить у них фураж и продовольственную пшеницу по рыночной стоимости, а затем распределить ее между пострадавшими регионами. Такая мера, по их мнению, поможет соблюсти интересы обеих сторон и создать запас на 2011 год для всей страны.

О том, что для урожайных регионов наступает «звездный час» (правда, в пределах страны) дал понять и директор департамента растениеводства Минсельхоза РФ Петр Чекмарев. «В этом году зерно будет в цене, – констатировал чиновник на совещании «О готовности предприятий Сибирского и Уральского федеральных округов к уборочной-2010». – Буквально за последние две недели его стоимость увеличилась на 40%». А по поводу стоимости внутренних перевозок г-н Чекмарев отметил, что руководству РЖД отправлено обращение с просьбой снизить тарифы на перевозку кормов, семян, зерна в засушливые регионы. Правда, будет ли оно подписано, пока непонятно.

По словам губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, с полей соберут не менее 3 млн. тонн зерна. «А это значит, что должно быть получено не менее 1,5 млн. тонн товарного зерна. Зерна, которое будет эффективно использовано, как рыночный ресурс», – подчеркнул он. Дело понятное: коль скоро экспорт закрыт, хочется выгодно продать урожай внутри страны, тем более что спрос открыт. Вопрос, что считать «справедливой ценой» и не станут ли через какое-то время карающие органы вменять в вину завышение стоимости, то есть спекуляцию.

«Сейчас трудно дать определение «справедливой цены». В разных источниках цифры отличаются, – заявила «НИ» Елена Тюрина, гендиректор Института аграрного маркетинга. – Минсельхоз должен эти цены мониторить и рекомендовать участникам рынка, но этого не делается. Зерном и его продуктами сейчас торгуют на свой страх и риск, индивидуально рассчитывая баланс. И аппетиты у всех разные. Естественно, в каждом случае оценки отвечают интересам компании – производителю, экспортеру или переработчику».

В крупной зернотрейдинговой компании «НИ» сообщили, что считают «честной ценой» стоимость тонны зерна для пострадавших регионов на уровне прошлогодней, то есть 4 тыс. руб. «Конечно, зернотрейдеры Юга сейчас заглядываются на Чикагскую биржу и мечтают получить по 8 тыс., но такого не будет – экспорт закрыт, а «погорельцы» дают максимум 4,5–5 тыс. руб. за тонну, – заявил источник в компании – Поэтому, если благополучные регионы торгуют по 6–7 тыс., это уже не очень совестливо». Зато экономически выгодно. При том, что себестоимость тонны пшеницы в прошлом году составляла 2,5–3 тыс. руб. Предположим, что в этом году она на 500 руб. выше. Все равно выгода получается в двойном размере, при этом еще и у правительства преференции можно получить.

То, что сейчас не время глубоко проникаться коммерческими заботами благополучных регионов, подтвердила и г-жа Тюрина. «Не каждый же год их рентабельность должна составлять 50 и более процентов. Ввиду сегодняшнего положения дел можно ведь и на 15% остановиться, правда?» – предлагает специалист. Поэтому идея донских аграриев переложить с себя все хлопоты по реализации и распределению урожая на государство ей не нравится. Она считает, что государство в первую очередь должно максимально помочь тем, кто полностью потерял урожай, кто второй год подряд работает без прибыли. «70% из них – это небольшие хозяйства от 100 до 10 тыс. га. Самим им не справиться. Им очень нужны долгосрочные кредитные каникулы, субсидии, семена и топливо для будущей посевной», – подчеркивает эксперт. Ошибка государства, по ее мнению, в том, что сейчас нет объективной картины сложившихся цен и спроса на зерно на сайте Минсельхоза.

Что же касается потерь от несостоявшегося экспорта, то аналитик крупной зернотранспортной компании заявил «НИ», что потеряли на этом мелкие экспортеры – сугубо российские фирмы. А крупные трансатлантические трейдеры только выиграли. Он привел такой пример: российская «дочка» Международной зерновой компании Glencore, в числе первых склонявшая правительство к введению эмбарго, конечно, не получит тех денег, которые собрала бы за счет экспорта. Но ее «мама» на мировых биржах сейчас зарабатывает сверхприбыли, учитывая взлетевшие там в результате российского эмбарго цены. «И не стоит так сильно кивать на РЖД, – заявил источник. – Тарифы на перевозки устанавливает не она, а федеральная служба по тарифам. И не такие уж они драконовские».

Чтобы охладить пыл «активных» участников рынка, Российский зерновой союз обратился к правительству с призывом в срочном порядке начать товарные интервенции в регионах, пострадавших от засухи, увязав доступ к закупкам зерна из фонда с обязательствами мукомольных и хлебопекарных предприятий о ценовой политике, а для животноводческих предприятий – с условием сохранения объемов производства. «При этом необходимо решить вопросы установления фиксированных тарифов элеваторов на отгрузку и жестких сроков по отгрузке зерна интервенционного фонда. Отдельно стоит вопрос о введении льготных тарифов на железнодорожные перевозки фуражного зерна и кормов в регионы, наиболее пострадавшие от засухи, и компенсации части затрат на автоперевозки зерна из региональных бюджетов» – говорится в заявлении РЗС.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 августа 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: