Главная / Газета 26 Июля 2010 г. 00:00 / Экономика

Эх, прокатили

Величина роста российского авторынка уложилась в статистическую погрешность

АРФИ ГЕВОРКЯН

В конце прошлой недели директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов заявил, что российский рынок автомобилей вырос за первое полугодие на 3%. Эксперты эти данные подвергли сомнению, особенно с учетом продолжающейся программы утилизации старых машин. По их мнению, озвученная цифра может свидетельствовать только о том, что за морально устаревшей тольяттинской «классикой» стоят очереди, а все остальное продается по-прежнему плохо.

Алексей Рахманов заявил, что главной причиной роста рынка можно назвать «оживление покупательной активности населения». Однако вместе с тем к докризисному уровню, по его словам, рынок сможет вернуться лишь к 2013 году. Зато чиновника радует другой факт: «До кризиса 39% представленных на российском рынке машин собиралось у нас, а сейчас этот показатель доходит уже до 61–62%», – сообщил г-н Рахманов. По его прогнозам, отечественный авторынок восстановится не без помощи субсидированных кредитов для покупки автомобилей и программы утилизации. «Мы пригласили потребителя в дилерские центры, и за российскими автомобилями уже выстраиваются очереди», – констатировал директор департамента Минпромторга.

В свою очередь исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин заявил, что отечественный автопром достаточно конкурентоспособен. Он ведь выживает на фоне присутствующих в России еще 15 иностранных фирм. Увеличить рост рынка обещает и такая мера, как рециклинг. Пока ее только обсуждают. Но, если она будет одобрена и войдет в программу утилизации, по словам г-на Коровкина, на вторичном рынке появятся автокомплектующие, за безопасность которых можно будет не опасаться.

По мнению председателя движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, озвученные ведомством 3% – «странная» цифра. «В регионах, например, не хватает автомобилей, – рассказал он «НИ». – Понятно, что речь идет о самых дешевых, так называемых бюджетных марках. В первую очередь о вазовской «классике». Но российский автолюбитель сегодня стоит в очереди на машины». По словам эксперта, в этом смысле программа утилизации себя оправдала.

У независимого автоэксперта Сергея Асланяна свой взгляд и на утилизацию, и на перспективы дальнейшего роста нашего авторынка. «Настоящая утилизация по плечу только высокоиндустриальным странам, к числу которых Россию сложно отнести, – заявил он «НИ». – Из всех многочисленных возможностей этой программы наш Минпромторг использовал только одну – дисконтную продажу, при этом не разработав никакой серьезной нормативно-правовой базы. Поэтому как таковой утилизации у нас нет, есть только загрязнение среды промотходами, которые имеют высокий класс опасности».

Что же до 3-процентного роста рынка, то, как отметил Сергей Асланян, «это может быть и статистической погрешностью». «Ни о каком росте по всему авторынку в целом и речи не может быть, – убежден специалист. – Просто нужно что-то показать, вот и играем со статистикой. Чтобы получить реальные данные о состоянии рынка, надо сравнивать результаты 2010 года не с итогами того же периода 2009-го, когда страна была по уши в кризисе, а с показателями 2008 года. И если сравнивать именно так, то мы увидим, что рынок автопрома упал на 30–40%, а в некоторых сегментах на все 60–80%. Например, сегмент грузовиков вообще выдохся. Там не продажи, а слезы. Конечно, в прошлом году провал был еще больше, продажи падали до 70%, но, что происходит сегодня, ростом называть объективно называть еще рано. Рынок еще находится в глубоком минусе. В лучшем случае можно говорить о замедлении его падения. Не более».

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: