Главная / Газета 8 Июля 2010 г. 00:00 / Экономика

Не уверен – не покупай

Потребительские настроения россиян все еще мрачные

АЛЕКСАНДРА УСТЮЖАНИНА

Индекс потребительской уверенности россиян, хотя и увеличился во втором квартале на 3 процентных пункта, остается в отрицательной зоне и составляет минус 7%, сообщил вчера Росстат. К тому же темпы его роста замедлились по сравнению со второй половиной прошлого года и началом этого.То есть россияне делать бешеный шопинг не спешат. Эксперты полагают, что, когда потребители вернутся из отпусков, их настроение может еще ухудшиться.

Большинство показателей, из которых складывается индекс потребительской уверенности, по-прежнему находятся в минусе. Так 59% населения считают, что сейчас неблагоприятное время для крупных покупок, а 49% россиян сочли неподходящими условия для сбережений. Индекс произошедших изменений личного материального положения составил минус 8%. Не смог выбраться из отрицательных значений и индекс произошедших экономических изменений (-6%), хотя и поднялся по сравнению с прошлым кварталом на 12 процентных пунктов.

Некоторые показатели все же достигли положительной отметки. Например, индекс ожидаемых изменений в экономике составил 5%, а индекс ожидаемых изменений личного материального благополучия «возвысился» до 0,3% , что на 4 процентных пункта выше первого квартала. Можно сказать, что россияне смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. «Сейчас лето, солнце, отпуска – мир видится в розовом свете, тут может действовать сезонный фактор, – заметил «НИ» директор Института социальной политики Сергей Смирнов. – Осенью же, когда люди вернутся на работу, индекс может стать ниже. Нынешний рост связан со стабилизацией потребительского рынка, возможно, тут сказывается и действие социальных программ».

Быстрее всех меняют свои ожидания в сторону лучшего люди среднего возраста – в этой категории индекс поднялся на 6 процентных пунктов. Молодежь и пенсионеры более сдержанны – рост на 4 и 3% соответственно. «Люди верят тому, что слышат по радио и видят по телевидению, а там им говорят, что мы выходим из кризиса, – пояснил «НИ» президент Союза потребителей России Петр Шелищ. – Плюс к этому граждане привыкли к тому, что нет прежнего роста доходов, смирились с этим».

Заметим, что в Европе надежды на будущее не столь радужны. В благополучных Германии и Великобритании индекс потребительских ожиданий равен минус 9%. Мрачнее всего будущее представляется жителям Греции (-66%), Румынии (-55%), Португалии(-40%) и Литвы (-37%). Спокойны в отношении собственного будущего только скандинавы: в Швеции индекс составляет 24%, в Дании и Финляндии – по 17%. Однако и у нас, несмотря на положительную динамику, есть настораживающие факторы. После резкого падения в апреле 2009 года до минус 35%, индекс неуклонно рос. Во втором квартале 2009 года он увеличился на 3%, в третьем – на 7, в четвертом – на 5, а в январе– марте этого года – сразу на 10%. То есть получается, что по темпам роста наша потребительская уверенность вернулась сегодня к июлю 2009 года. «Если цены на нефть упадут, то они потянут за собой и индекс», – опасается Сергей Смирнов. Так что уверенность наша пока весьма шаткая.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 июля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: