Главная / Газета 1 Июня 2010 г. 00:00 / Экономика

Гадание на крокодилах

Неверие в официальную статистику заставляет западных аналитиков совершать чудеса

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

Закончился ли глобальный экономический кризис или следует ожидать его новых волн? В поиске ответа на этот вопрос западные эксперты все чаще используют не вполне традиционные индексы потребления. Например, в эти дни эксперты в сфере моды заговорили о психологическом подъеме среди граждан США в связи с выходом страны из рецессии. А опирались исследователи на данные о возросшем спросе на укороченные мужские плавки для купания. В Великобритании, напротив, полагают, что экономика переживает не лучшие времена. Пищу для таких выводов дали сведения о повышенной посещаемости сайтов знакомств.

Аналитики вынуждены были признать: ни одна из существующих моделей экономического прогнозирования не предвидела, что мир движется к самому сильному со времен Великой депрессии кризису. Привычные показатели – динамика изменения ВВП, уровень безработицы, экспорт и импорт, индекс потребительского доверия и многие другие – или не действовали совсем, или не давали точной картины. Эксперты, правда, любят говорить, что экономика живет не только цифрами, но и психологическим настроем ее субъектов, их ожиданиями. Не случайно на Западе все чаще прибегают к помощи индексов не вполне научных – «житейских». Как ни странно, но эти необычные «барометры» дают порой вполне объективную информацию о положении дел в экономике.

Последний такой показатель – индекс размеров купальных трусов – предложил Эрик Дженнингс, директор отдела мужской моды торговой сети Saks Fifth Avenue. Как пишет авторитетное американское издание Womenswear Daily, когда мужчины начинают носить на пляже более короткие плавки, можно говорить о том, что дела в экономике пошли на поправку. Кстати, длинные купальные трусы вошли в моду в самый разгар экономической рецессии 1990-х годов.

Британские же экономисты и психологи давно обратили внимание на интересную особенность: если FTSE-100, главный показатель состояния экономики Великобритании, ведет себя, как взбесившийся мустанг, то резко вырастает число посетителей на интернет-сайтах знакомств, позволяющее судить о количестве супружеских измен. Когда же на рынках устойчивое положение, посещаемость таких сайтов падает. Схожий принцип лежит в основе так называемого индекса латвийских проституток, разработанного Джоном Хемптоном, сотрудником блога Bronte Capital. За состоянием экономик балтийских государств он предлагает следить по динамике колебания стоимости услуг представительниц древнейшей профессии в Латвии. Рост «стандартного пакета» их услуг свидетельствует, по его мнению, и о росте экономики. Не менее логичен с точки зрения житейской логики и индекс «невостребованных» покойников. Во время кризиса у людей не хватает денег на похороны, в результате они оставляют в моргах тела родных и близких, чтобы власти хоронили их за свой счет.

Еще один интересный пример из американской жизни. Если романы о любви на полках книжных магазинов покрыты пылью, значит, кризис закончился. О состоянии дел в экономике можно, оказывается, судить не только по числу романов на стороне, но и при помощи индекса бегства в романтику, который характеризуется уровнем продаж чтива о любви. В крупнейших издательствах, выпускающих романтическую литературу, уверены: в трудные времена наблюдается значительный рост продаж их продукции, потому что любовные романы позволяют читательницам спрятаться от финансовых и других проблем. Практически без сбоев работает и индекс наполняемости кинотеатров и театров. Давно известно, что в кризис кассовые сборы в Голливуде и на Бродвее бьют рекорды. Все логично, кино и театр – наиболее дешевые виды развлечений за пределами дома.

Вольготно чувствуют себя во времена кризиса… крокодилы, хотя и едва ли догадываются об этом. О состоянии экономики вполне объективно, по мнению некоторых экспертов, говорит поголовье аллигаторов на крокодильих фермах. Спрос на дорогие сумочки и чемоданы в кризисные времена падает, а вместе с ним падают и продажи крокодильих кож дубильням, которые в свою очередь продают их домам моды.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 июня 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: