Главная / Газета 12 Мая 2010 г. 00:00 / Экономика

Давим на педаль

Россияне начали активнее покупать и импортные, и отечественные авто

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

В первом квартале этого года Россия сократила импорт легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья на 43% по сравнению с тем же периодом 2009 года, сообщила вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ. Между тем, по словам экспертов, уже в апреле ввоз иномарок начал расти вместе с увеличением их продаж. И если машины, произведенные внутри страны, хорошо торгуются благодаря активно поддерживаемой правительством программе утилизации старых авто, то продажи импорта растут под воздействием отложенного спроса. Иными словами, те, кто попридержал деньги в первый кризисный год, сейчас решились сделать дорогую покупку.

Программа утилизации старых машин подстегнула спрос на новые.
Программа утилизации старых машин подстегнула спрос на новые.
shadow
Напомним, что в первом квартале прошлого года импорт легковых автомобилей в Россию сократился в три раза – с 432 до 149 тыс. штук. Это был настоящий обвал, и тем не менее результат этого года смог перекрыть даже такой антирекорд, который многим казался абсолютным. В январе – марте 2010 года в страну было ввезено всего 88,1 тыс. легковых машин, то есть на 60 тыс. меньше, чем в те же месяцы самого трудного, провального для автодилеров года. В стоимостном выражении падение составило 1,5 млрд. долларов. В целом импорт следовал общей тенденции рынка, поскольку продажи всех автомобилей, а не только зарубежных, за первые три месяца этого года тоже сократились. По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEБ), за этот период реализация машин снизилась у нас по сравнению с прошлым годом на 25%. Было продано лишь 293 030 авто, то есть до кризиса одних только иномарок граждане приобретали чуть не в полтора раза больше. Однако с приходом весны ситуация стала налаживаться. В марте снижение продаж составило лишь 7% по сравнению с мартом 2009 года.

Руководитель группы по обслуживанию предприятий автопрома Ernst and Young Иван Бончев считает, что главный фактор падения продаж и импорта – сезонность. «Январь – очень слабый месяц, февраль – тоже, плюс ожидание программы утилизации. Поэтому неудивительно, что произошло падение, хотя и не такое резкое, как в прошлом году, когда были накоплены огромные запасы и активно шла их распродажа, – пояснил он «НИ». – Показательным для российского авторынка будет не первый, а второй квартал».

По словам ведущего специалиста отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрия Плеханова, уже во втором квартале падение может смениться ростом. «Есть предварительные данные ФТС по импорту из стран дальнего зарубежья за апрель, и там средства наземного транспорта (в основном легковые автомобили) демонстрируют рост на 40% в стоимостном выражении к апрелю 2009 года. В апреле и продажи на российском рынке начали расти», – сообщил он «НИ». По словам эксперта, одна из причин таких перемен – наступление весны. «Спрос на автомобили традиционно начинает оживать в марте. Этому способствуют погодные условия, которые определяют рост потребности в автомобиле, – заметил эксперт. – Если человек откладывал в прошлом году покупку до определенного периода, то логично было переждать зиму и приобрести автомобиль именно весной. Сейчас рынок находится в стадии восстановления спроса. Даже продажи в дорогом сегменте растут такими же темпами, как у бюджетных дешевых автомобилей, спрос на которые стимулирует государство».

Действительно, в качестве одной из причин оживления рынка, особенно применительно к недорогим авто, аналитики называют стартовавшую в марте государственную программу утилизации старых машин. Напомним, ее участники получают сертификат на 50 тыс. руб., который можно использовать для покупки нового автомобиля, произведенного на территории России. Желающих обменять свою развалюху на скидку в 50 тыс. оказалось больше, чем ожидалось. Уже сейчас выдано более половины из запланированных 200 тыс. сертификатов.

«Эта программа, конечно, помогла, но она направлена в основном на поддержку «АвтоВАЗа», которому выделили значительные средства в 2009 году, а спрос так и не начал расти, – отметил г-н Плеханов. – Большая часть заявок идет в Тольятти, а остальные равномерно распределяются на сборочные предприятия иномарок в России. Кроме того, программа ограничена, поскольку 200 тыс. для российского рынка не очень большая величина. В этом году, по прогнозам, ожидаются продажи 1,5–1,7 млн. автомобилей».

По словам эксперта, в прошлом году российский авторынок уже достиг своего дна и теперь будет наблюдаться пусть небольшой, но рост: и в сегменте автомобилей, производимых в России, и в сегменте импортных машин. Иван Бончев также считает, что в этом году продажи авто на российском рынке вырастут на 5–10%. «Это произойдет благодаря государственным мерам – утилизации старых автомобилей и субсидированию ставки по автокредитам», – уверен эксперт. Но импорт, по его словам, восстанавливаться не будет. Его доля на российском рынке продолжит падать и начнет постепенно замещаться собираемыми в России иномарками. «Если в прошлом году производство иномарок только начиналось и раскручивалось, то в этом оно идет уже более стабильно, – пояснил эксперт. – Так что импорт в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, а может еще сократится». Отечественные модели, по словам эксперта, все так же будут проигрывать конкуренцию иномаркам, пусть и российской сборки. «Даже несмотря на кризис, «наши» иномарки становятся все более востребованными у граждан. Программа утилизации – это частный случай», – уверен эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 мая 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: