Главная / Газета 26 Марта 2010 г. 00:00 / Экономика

«Чиновники нашему делу очень мешают»

Президент Федерального союза рыбохозяйств России Владимир Петрушин:

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

На территории РФ насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда. По самым скромных подсчетам, в стране не менее 15 млн. рыболовов-любителей. Обеспечить им условия для этого хобби – выгоднейший бизнес во всем мире. Прежде всего – малый. Что мешает развитию рекреационной рыбалки в нашей стране, «НИ» рассказал президент Федерального союза рыбохозяйств России Владимир ПЕТРУШИН.

shadow
– Сложно ли открыть ваш бизнес в наших, российских условиях?

– Конечно, сложно. Наверное, даже сложнее, чем любой другой бизнес, связанный с досугом и отдыхом населения. Ведь помимо обычных действий, необходимых для открытия своего дела, нам необходимо получать гораздо больше различного рода согласований, разрешений. Есть два пути – участие в конкурсе на аренду государственного рыбопромыслового участка и аренда обособленного водного объекта, к примеру, запруженного ручья или пересохшего котлована. В первом случае нужно убедиться, что водоем есть в перечне рыбопромысловых участков Министерства экологии или управления Росрыболовства экономического субъекта. Если есть, то подать заявку на организацию спортивной и любительской рыбалки на территории этого водоема. Придется подождать конкурса и победить в нем. Чиновники оценивают все – от суммы, которую ты готов заплатить государству единовременно за пользование водоемом, до размера инвестиций в проект. Отдельно и подробно рассматривается наличие опыта организации рыбалки. Но новичкам отчаиваться не стоит: главное – все же бизнес-план и сумма, планируемая на благоустройство водоема. Второй путь легче. Если у вас есть на примете карьер, пересохший ручей, пожарный водоем, то, чтобы приспособить его к делу, нужно заключить договор аренды с местной администрацией и приступать к благоустройству водоема. А деньги в обоих случаях нужны примерно те же.

– А за рубежом проще?

– Гораздо! Например, в Германии или Австрии достаточно желания человека создать свой рыболовный бизнес – а уж государство сделает все, чтобы это произошло как можно раньше и лучше. Маленький пример. В Германии, в Баварии человек организовывал новое рыболовное хозяйство. Дошло дело до подсоединения хозяйства к электросетям – он съездил в местный муниципалитет, заполнил небольшую форму-заявку, указал, где хозяйство находится и какая ему нужна мощность. Ему тут же выставили счет (кстати, вполне сопоставимый с российскими ценами), и человек уехал домой, а уже через три дня его подключили к электросети. А у нас новые хозяйства порой тратят годы и миллионы рублей на получение мощностей.

– Что новичок в вашем деле должен учесть обязательно?

– Хозяйство должно быть расположено в 20–30 км от крупного мегаполиса и иметь хороший подъезд к водоему. Площадь озера или пруда не должна превышать 7–8 га; водоем должен быть хорошо зарыблен (но главное – в этом не перестараться). Ну и, конечно, открытие нового хозяйства должно сопровождаться очень активной рекламной кампанией – специализированные журналы и газеты, Интернет, реклама на дороге. Иначе о нем никто не узнает.

– Средств, которых дает государство в рамках поддержки малого бизнеса, достаточно? И сколько вообще потребуется денег для старта?

– Есть разные ценовые варианты открытия нового рыболовного хозяйства, они зависят от степени благоустройства водоема, его зарыбленности, вложений в коммуникации и других факторов. Можно открыть хозяйство за 5 млн. руб., а можно и за 100 млн. Для бюджетного варианта рыбохозяйства необходимо 1,5–2 млн. руб. на 1 га зеркала водоема. А можно обойтись еще скромнее – в 100 тыс. руб. Но это будет только рыбалка и небольшое кафе.

– И как быстро затраты окупаются?

– В среднем прибыль от нового хозяйства можно получить через 2–3 года, хотя были и удачные проекты, которые стали прибыльными уже через год. Если все устроено грамотно, среднее хозяйство дает от 15 млн. руб. прибыли в год.

– Какие профессионалы нужны в вашем деле?

– Для любительского рыболовства основная штатная единица – рыбовод. Он отвечает за зарыбление водоема, за процентное соотношение рыбы, ее состояние, транспортировку. Согласитесь, когда в цистерне из питомника к тебе едет 30 тыс. долларов, хочется, чтобы все они благополучно доехали. Также нужен инструктор по рыбной ловле (можно несколько), обязательна круглосуточная охрана и администратор. Остальной штат зависит от степени развитости инфраструктуры на объекте.

Такой трофей – гордость любого рыболова.
Фото: AP
shadow – На чем прогорают чаще всего?

– На сезонности нашего бизнеса: пережить зиму для рыболовного хозяйства – дело героическое, ведь объемы падают зимой в 20–30 раз! Ну и еще очень частая ошибка в экономии на рекламе – этого делать ни в коем случае нельзя.

– Сильно ли мешают в вашем деле чиновники?

– Очень. Ведь хозяйства, которые занимаются рыбалкой, проверяют помимо обычного набора надзорных служб еще и туча различных природоохранных. Вы не представляете, какое количество документов заставляют добывать все эти ведомства. Даже лидеры отрасли не имеют всего. Ну не от хорошей же жизни объединились профессионалы в союз.

– С какими инстанциями приходится иметь дело?

– Муниципальные администрации, Роспотребнадзор, муниципальная милиция, экологическая милиция, налоговая служба, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство, Министерство экологии и природопользования, Госадмтехнадзор. И наверняка кого-то еще забыл.

– И все равно в бизнес приходят новые люди. Значит, есть перспективы?

– На эту тему есть бизнес-исследование «Рынок платной рыбалки на примере Московского региона». Там утверждается, что отрасль в ближайшие пять лет ждет бурный рост. И я с этим полностью согласен. Из года в год в стране уменьшается количество диких водоемов и количество рыбы в них. Причины тому – браконьерство, промышленное и жилое строительство. А потребность в рыбалке есть. Только по официальным данным, в России около 15 млн. рыболовов-любителей. Это каждый десятый. А в Московском регионе – примерно каждый седьмой. Спрос удовлетворять нужно однозначно. А дорогу осилит идущий.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: