Главная / Газета 22 Марта 2010 г. 00:00 / Экономика

Убавить газу

«Жигули» могут не пустить в центр Москвы

ЕКАТЕРИНА НАДРОВА

Все новое – это хорошо забытое старое. Правительство Москвы с 2011 года намерено ограничить въезд в центр мегаполиса машин с экологическими характеристиками ниже стандарта «Евро-3», а с 2012 года – ниже «Евро-4». Подобные запреты должны были вступить в силу еще несколько лет назад, однако стараниями лоббистов были отложены. Впрочем, по мнению экспертов, эта инициатива и сейчас обречена на провал: предлагаемые ограничения невозможно ввести не только по техническим, но и по юридическим причинам.

Автомобильные выхлопы – одна из главных проблем столицы.
Автомобильные выхлопы – одна из главных проблем столицы.
shadow
Стандарт «евро», регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, был введен Европейской экономической комиссией ООН для улучшения экологической ситуации. Полный перевод производства бензина на соответствие «Евро-3» по планам российского правительства должен был произойти еще в прошлом году. Однако в начале 2009 года, согласно новому техническому регламенту, этот шаг был отсрочен до 1 января 2011 года. Внедрение «Евро-4» также перенесли на год – до 1 января 2012-го. И это притом, что в Европе подобные планы, которые в нашей стране все еще считаются довольно смелыми, уже давно пройденный этап: там в ходу топливо, соответствующее стандарту «Евро-5».

Московские власти, решая, по сути, ту же проблему, подошли к ней с другой стороны. Они предполагают стимулировать переход на новые стандарты производства топлива и автомобилей по-своему, а именно: запретить несоответствующему повышенным критериям транспорту въезд в центр города. Более того, уже с 1 октября этого года школы, детские сады и больницы планируется объявить территориями повышенной экологической безопасности, которые должны обслуживаться автомобилями, соответствующими стандарту «Евро-4».

Идея на первый взгляд здравая – столица действительно задыхается от выхлопов чадящих авто. Однако, по мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, с юридической точки зрения эта инициатива, увы, не выдерживает никакой критики. «Если тот или иной автомобиль разрешен для эксплуатации и соответствует всем техническим требованиям, то, по закону, ему нельзя запретить въезд куда бы то ни было, пусть и по причине несоответствия экологическим стандартам», – пояснил «НИ» специалист.

К тому же, по его словам, непонятно, «почему московское правительство беспокоится о здоровье только жителей центра, чем хуже окраины?». «А если речь идет о том, что этот район наиболее загазован, то не лучше ли частично вывести из него те учреждения, в которые люди вынуждены ездить, тем самым сделав трафик менее напряженным?» – рассуждает Виктор Похмелкин.

Форсирование перевода производства автомобилей и топлива на новые стандарты с помощью подобных запретительных мер неэффективно и с технической точки зрения, предупреждают специалисты. На сегодняшний день только 25–30% от общего объема производимого в России бензина соответствует «Евро-4», ситуация с отечественным автопромом еще сложнее: под вводимые стандарты попадает лишь незначительная часть продукции. И хотя по многочисленным просьбам нефтяных компаний и автогигантов окончательные сроки ввода новых экологических параметров неоднократно переносились, модернизация производств осталась на прежнем уровне. По мнению г-на Похмелкина, чтобы ускорить этот процесс, нужна политическая воля, и хотя подобное решение будет непопулярным как для производителей, так и для простых потребителей, на сегодняшний день оно необходимо.

К тому же властям предстоит решить вопрос, как заставить население отказаться от своих старых авто и пересесть на более экологичный транспорт. «Проблема в том, что в нашей стране к решению проблем часто подходят не с той стороны, – прокомментировали «НИ» ситуацию представители немногочисленной оппозиции в Мосгордуме. – Переход на новые экологические стандарты необходим, однако перед тем, как говорить о каких-либо запретительных мерах, необходимо создать для потребителей определенные условия, при которых им стало бы выгодно поменять автомобиль. Это может быть осуществлено с помощью специальных программ или льгот, как, например, это было сделано в Германии. Кроме того, необходим внятный, массовый, а главное – по-настоящему выгодный потребителям проект утилизации старых автомобилей. Ведь то, что делается в этом направлении сейчас, скорее всего не приведет к желаемому результату».


КАКИЕ АВТО СООТВЕТСТВУЮТ СТАНДАРТУ «ЕВРО-3»
Чтобы определить, соответствует ли машина тому или иному экологическому стандарту, формально нужно знать не ее марку или модель, а тип двигателя, который на ней установлен. Тем не менее с иномарками вопрос решается гораздо проще. Так, «Евро-3», например, соответствуют все автомобили, выпущенные в Евросоюзе с 2001 по 2004 год, в США – с 2001 по 2003-й, в Японии – с 2005 по 2010-й, в Корее – с 2003 по 2005-й, в Китае – с 2008 года. Среди российских автомобилей в комплектации с двигателями, соответствующими этому стандарту, выпускаются, в частности, модели Lada Priora и Lada Kalina, а также Lada 4х4 Niva.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: