Главная / Газета 18 Марта 2010 г. 00:00 / Экономика

Тише едем

Инвестиции в транспортную отрасль растут, а объемы перевозок падают

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Перевозка грузов в России в прошлом году сократилась на 17,7%, а пассажирооборот – на 8,3%, сообщил вчера вице-премьер Сергей Иванов. В то же время, по его словам, траты федерального бюджета на развитие транспортного комплекса были увеличены на 10%, а общий объем и частных, и государственных инвестиций составил 800 млрд. руб. По мнению экспертов, все это свидетельствует о том, что эффективность работы транспортной отрасли сейчас явно не высока. Ее развитию мешают отсутствие конкуренции и извечная российская беда – нехватка и плохое качество дорог.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Пассажирооборот по итогам прошлого года составил 463,7 млрд. пассажирокилометров, снизившись на 8,3%, сообщил Сергей Иванов. Еще сильнее упал грузооборот. «Объем коммерческих перевозок составил порядка 3,5 млрд. тонн – сокращение на 17,7%. Причем спад коснулся всех видов транспорта, за исключением морского», – сказал вице-премьер. По его словам, грузовые перевозки на автотранспорте снизились почти на 20%, на железнодорожном – на 5%, на внутреннем водном – на 35%, на воздушном – на 8,6%. Единственный вид перевозок, который не сократил, а напротив, увеличил на 15,5% свои объемы – морской. Однако это стало следствием роста количества судов, зарегистрированных в РФ, а также перевода транспортных потоков из портов Украины и Прибалтики в терминалы России.

Теряя деньги на перевозках, отрасль в то же время получила неплохую подпитку из федерального бюджета. По словам г-на Иванова, правительство в прошлом году выделило на развитие транспортного комплекса страны 280 млрд. руб., что 10% больше, чем в 2008-м. А общий объем инвестиций государства и частных компаний в развитие транспортной инфраструктуры составил около 800 млрд. рублей. Такие деньги по идее могут решить многое, однако существенных улучшений пока не видно.

«Инвестиции – это хорошо и правильно, в том числе и с точки зрения стимулирования спроса на внутреннем рынке. Но отдача от подобных инвестиций никогда не бывает быстрой, – пояснил «НИ» директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев. – Это инфраструктурная отрасль, причем накопившая довольно много проблем, имеющая довольно изношенные фонды. Это касается и железнодорожного, и водного транспорта, и автомобильных дорог. Здесь изменений в лучшую сторону можно ожидать только на горизонте нескольких лет». По словам экономиста, эффективность функционирования этой отрасли, как и многих других в нашей экономике, оставляет желать лучшего. «Здесь все еще остаются проблемы с развитием конкуренции, которая является одним из стимуляторов экономической активности. У нас из-за большой протяженности страны очень велика доля железнодорожного транспорта, а конкуренция объективно ограничена», – заметил эксперт. Конкуренцию, подчеркнул он, можно развивать за счет автомобильных перевозок, но для этого нужно строить дороги, что приводит нас еще к одной проблеме.

«У нас себестоимость строительства дорог раза в четыре-пять выше, чем в соседней Финляндии, которая сопоставима с нами по климатическим условиям, – рассказал г-н Яковлев. – Причина тому – коррупция и неэффективная организация этого рынка. У нас все строительные рынки поделены между компаниями, которые закладывают в свою работу очень высокие уровни прибылей. Кроме того, существует длительная процедура согласований, из-за которой то, что можно было бы построить за полгода, взяв на этот срок кредит, у нас строится 3–4 года. А из-за более длительного кредитования дорожает и стоимость метра дороги». А ведь автомобильная сеть – это, помимо прочего, еще и существенный фактор социального развития. Ту же проблему моногородов можно решать, обеспечивая большую транспортную доступность к другим центрам, где люди могли бы находить альтернативные источники работы и заработка. Так устроена жизнь в Европе, где высокая плотность автомобильных дорог обеспечивает совсем иной стиль жизни.

У нас же самый быстрый и надежный способ добраться из того же Подмосковья в столицу – электричка, которой не страшны никакие пробки. Зато цены на билеты порой пугают. Не так давно закончилась эпопея с новыми правилами тарификации проезда на подмосковных электричках, из-за которых его стоимость выросла более чем когда-либо. Население, в свою очередь, ответило увеличением числа «зайцев». Вице-премьер Сергей Иванов также вчера выразил недовольство резким ростом стоимости проезда на электричках в Подмосковье и ряде других регионов страны, назвав эти решения «не совсем адекватными».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: