Главная / Газета 4 Марта 2010 г. 00:00 / Экономика

Полный бак червонцев

Власти планируют привлечь в отечественный автопром сотни миллиардов рублей

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Сегодня правительство РФ рассмотрит стратегию развития российской автомобильной промышленности до 2020 года. Как уже стало известно, власти планируют за десять лет привлечь в отрасль 630 млрд. руб., то есть, по нынешнему курсу более 20 млрд. долларов. Напрямую из бютжета придут еще 180 млрд. руб. Всего же родной автопром получит за десять лет свыше 1,2 трлн. руб. Сумма огромная, но будет ли такой же отдача, никто пока сказать не может. За последний год в глубинах нашего автопрома уже растворились десятки миллиардов рублей, а улучшений незаметно. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, все будут решать даже не деньги. Чтобы отечественные автомобили перестали быть «вторым сортом», нам нужны западные технологии, новые методы управления и более современная структура собственности.

Автомобильная промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от экономического кризиса отраслей. Когда над значительной частью населения нависла угроза потери работы и перестали расти доходы, первым, от чего стали отказываться люди, это дорогие покупки, в число которых, безусловно, входит и автомобиль.

Спрос на продукцию упал катастрофически. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых авто в России в прошлом году снизились на 49% по сравнению с 2008 годом и составили 1,46 млн. штук. Примерно в таких же пределах упало и производство машин.

Это происходило во всем мире, не только у нас, но ни одна страна не оказала своему автопрому такой мощной поддержки, как это сделала Россия. Автопредприятиям помогли деньгами и обещали помочь еще. На днях премьер Владимир Путин напомнил, что в прошлом году компании «АвтоВАЗ» были направлены 37 млрд. руб. господдержки. «В этом году мы уже направили на счета «Ростехнологий» 28 млрд., они готовы к тому, чтобы быть перечислены «АвтоВАЗу». Мы зарезервировали еще 10 млрд. руб.», – сообщил глава правительства.

Автопрому помогли и в конкурентной борьбе за покупателя. С января прошлого года власти повысили таможенные пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок до такого уровня, что их просто перестали везти в страну. В этом году власти планируют потратить 20 млрд. руб. на закупку отечественной автотехники для госнужд. Еще 10 млрд. выделено на программу утилизации старых авто с последующей покупкой новой машины. «АвтоВАЗ» уже заявил, что намерен получить в покупатели половину тех, кто будет участвовать в этой программе, которая стартует 9 марта. К мерам поддержки можно отнести и субсидирование процентной ставки по автокредитам, которая сделала доступнее покупку машин, причем преимущественно отечественных марок.

Мер много, а толку пока не видно. И постепенно отечественный автопром начинает восприниматься, как некая черная дыра, в которую улетают деньги и ничего не прилетает взамен. Сейчас власти планируют привлечь в автомобильную отрасль 627 млрд. рублей в течение десяти лет. Из них более трети пойдет на развитие производства легковых автомобилей. Помогут ли эти деньги? Ведь можно вспомнить опыт прошлого года, когда, получив 25 млрд. руб. господдержки, «АвтоВАЗ» спустя несколько месяцев попросил еще.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что принципиальным фактором станет механизм реализации программы. Если речь пойдет об инвестициях в виде кредитов, которые необходимо отдавать, это поможет. Но если автопредприятиям просто подарить деньги, это лишь ухудшит положение дел. «Прямая помощь расхолаживает. Известно, что у «АвтоВАЗа» резко упали продажи после первого транша государства. Им стало не нужно продавать машины, когда они могут просто получить деньги в кассе», – пояснил депутат.

По его словам, программа правительства может вывести на новый уровень отечественную автомобильную промышленность, но при выполнении определенных условий. «Если мы купим хорошие бренды и новые технологии, то сможем запустить производство современного российского автомобиля», – сообщил «НИ» г-н Федоров. – Ключевой момент здесь – изменение структуры собственности. «АвтоВАЗ» должен изменить собственность по основным своим производствам. Она должна перестать быть полугосударственной. Когда это произойдет и появятся новые собственники большого количества предприятий, тогда эффективность резко возрастет и появится заинтересованность бизнеса в решении проблем».

По мнению депутата, сам «АвтоВАЗ» должен исчезнуть в своем нынешнем виде. «Предприятие, на котором работают 80 тыс. работников, для современной экономики – глупость, – заметил он. – Современная экономика, за исключением специальных циклов, это 4–7 тыс. работников. «АвтоВАЗ» может быть сборочным производством автомобилей с численностью работающих, например, 7 тыс. человек. Остальное должно стать десятком новых предприятий, может быть расположенных в Тольятти, которые готовят комплектующие для разных моделей, и не только отечественных».

«Из-за отсталости развития автомобильного сектора в России сюда нужно вкладывать довольно серьезные деньги. Речь идет не только о создании новых мощностей, но о привлечении и развитии новых технологий. А это самое дорогостоящее», – рассказал «НИ» руководитель группы по обслуживанию предприятий автопрома международной консалтинговой компании Ernst & Young Иван Бончев. По его словам, отечественному автопрому необходима полная реорганизация. «Нужна не только модернизация оборудования. Нужны перестановки по всей цепочке – внедрение новых систем управления процессом, управления качеством, персоналом, – уверен эксперт. – Это вопрос не только финансирования, но и привлечения способного менеджмента, который готов сделать серьезные шаги по реструктуризации».

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский считает, что объявленные 627 млрд. руб. мы привлечем, но извлечь из этих денег адекватную выгоду вряд ли сможем. «В существующих реалиях добиться результатов невозможно, – считает эксперт. – Чтобы все получилось, надо привлечь ведущих западных производителей и создать с ними совместные предприятия, поручив управление и контроль за деньгами западникам. Если это будут наши чиновники, результат будет тот же, что и в прошлом году». По мнению ученого, сам подход к развитию автопрома не верный. «Пляшут от бюджета и от денег, а не от потребителя, – пояснил он. – Потребителя надо спрашивать, что ему нужно, а этого никто не делает. Впрочем, он и так дал понять, чего хочет, отдавая предпочтение иномаркам, а не отечественным автомобилям».


20 МЛРД. ДОЛЛАРОВ, КОТОРЫЕ ДАСТ БИЗНЕС, – ЭТО:
– общая сумма контракта на поставки новейших усовершенствованных вооружений США в шесть стран Персидского залива – Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман;
– сумма, выделенная конгрессом США в 2007 году, на все проекты в области водоснабжения, водохозяйства и использования водных ресурсов страны;
– общий объем инвестиций для строительства в Казахстане, по сути, нового города «Актау-Сити», который будет возводиться на базе нынешнего Актау (до 1991 года – Шевченко). Президент страны Нурсултан Назарбаев говорит, что город будет конкурировать с Астраханью, Баку, иранскими и туркменскими портами;
– общий объем инвестиций в разведку в Нигерии нефти и газа глубокого залегания, которые в ближайшие четыре-пять лет вложит французская нефтегазовая группа Total и ее партнеры;
– совокупный внешний долг Белоруссии;
– сумма, на которую Республика Корея построит в ОАЭ атомную электростанцию;
– сумма, которая предусмотрена рассчитанной на 2006–2015 годы Федеральной космической программой с учетом расходов на глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС, а также затрат на военно-космические программы России;
– мировой объем государственных инвестиций в научные исследования и разработки по состоянию на 2000 год;
– сумма, которая,по расчетам ФАО, должна быть направлена на развитие аграрного производства в развивающихся странах, чтобы обеспечить урожаи, способные прокормить 9,1 млрд. человек в 2050 году;
– почти шесть бюджетов на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году
– одобренная в 2007 году конгрессом США сумма, необходимая для реализации программы по стимулированию разработки и запуску в производство экологически чистых моделей автомобилей;
– общий объем мировых инвестиций в страны Африки по результатам 2005 года;
– стоимость программы утилизации, а также безопасного хранения ядерных, биологических и химических боевых веществ, принятой «большой восьмеркой».

Опубликовано в номере «НИ» от 4 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: