Главная / Газета 1 Марта 2010 г. 00:00 / Экономика

Не оправдавшие надежд

Ближайшие годы пройдут под знаком реформирования госкорпораций

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Сегодня президенту РФ будут представлены предложения по реформированию госкорпораций, сообщил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Правительство предлагает сохранить три из восьми существующих государственных суперкомпаний в их нынешнем виде, а остальные преобразовать в акционерные общества. По мнению экспертов, это правильный шаг, поскольку цель, ради которой они создавались – технологическое обновление стратегических отраслей экономики, так и не была достигнута, зато злоупотребления государственными деньгами приняли слишком широкий и откровенный характер.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Сейчас в России работают восемь госкорпораций: «Ростехнологии», «Роснано», «Росатом», Внешэкономбанк, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство по страхованию вкладов и «Автодор». Как сообщил Иван Осколков, директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития, разрабатывавшего план реорганизации, ведомство предлагает сохранить в нынешнем виде только три компании. Это Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое не несет никаких коммерческих функций, в рынке не участвует и конкуренцию не искажает, «Олимпстрой», который и так будет ликвидирован по окончании Олимпийских игр в Сочи, а также фонд ЖКХ.

Другие госкорпорации ждут большие перемены, правда, в разных масштабах и в разные сроки. «Роснанотех» и «Росавтодор» будут преобразованы в акционерные общества. К Внешэкономбанку, «Ростехнологиям» и «Росатому» применят особый подход. Последний оставят в покое до 2011 года, когда истечет срок его управления ФГУПами, а потом постараются разделить его коммерческие и публичные функции. Такое же разделение может ожидать и «Ростехнологии», но не раньше 2014 года. Сложным будет и преобразование Внешэкономбанка. По словам г-на Осколкова, свои антикризисные функции, рассчитанные до 2018–2019 годов, ВЭБ будет исполнять в рамках госкорпорации, в то время как другие его функции, например, управление активами, обслуживание долгов и управление пенсионными накоплениями могут быть переданы коммерческим организациям.

Речь о необходимости реорганизации госкорпораций зашла в ноябре прошлого года, когда контрольное управление президента РФ представило результаты их комплексной проверки. Генпрокурор РФ Юрий Чайка доложил тогда президенту, что его ведомство по итогам этой проверки возбудило 22 уголовных дела. «Выявлены факты нецелевого и неэффективного расходования госкорпорациями выделенных государством финансовых и материальных ресурсов, – сообщил он. – Имеют место факты незаконного распоряжения имуществом». После этого судьба госкорпораций, по сути, была решена.

Главное последствие реорганизации для них – это отмена привилегий. В настоящее время госкорпорация не может быть признана банкротом, на нее не распространяются требования об обязательном раскрытии информации, и никакие федеральные органы не могут вмешиваться в ее деятельность. Лишь один раз в год она обязана отчитаться перед кабинетом министров, и все. Такая непрозрачность в российских условиях просто обязана стать стимулом для злоупотреблений, что полностью и подтвердила проверка.

А начиналось все несколько лет назад с большими надеждами. «Госкорпорации возникают там, где требуются крупные долгосрочные инвестиции, в отрасли, где частный бизнес не готов к фундаментальным вложениям, – объяснял тогдашний президент РФ Владимир Путин. – К таким направлениям относятся судо-, авиастроение, оборонный комплекс». По его словам, после осуществления серьезных капиталовложений, существенного роста капитализации акции многих из госкорпораций могут быть предложены к публичному размещению.

Судя по всему, момент такой уже настал. Однако возникает вопрос: а достигнута ли цель развития отраслей? Или, напротив, госкорпорациям пора уходить, потому что поставленные перед ними задачи оказались невыполнимы? «Если говорить о корпорациях, связанных с внедрением новых технологий в нашу экономику, то единственным покупателем этого продукта на сегодняшний день в России является государство, – заявил «НИ» заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. – Высокие технологии нужны ему для решения задач управления, для оборонки, а частный бизнес у нас на сегодняшний день не предъявляет спрос на них. Ну, может быть, за рубеж будем продавать, но нам-то важна наша собственная экономика».

Тем не менее, по словам ученого, госкорпорации необходимо реорганизовывать – так же, как это делалось с государственными унитарными предприятиями. «Их преобразовывали из-за того, что сама форма «государственное унитарное предприятие» или «госкорпорация» инвесторам непонятна. Она не принята в практике хозяйственной деятельности, и потому привлекать туда внешние инвестиции в виде кредитов или тем более вложений не представляется возможным. Приходится сидеть исключительно на государственном бюджете», – пояснил «НИ» специалист.

По словам г-на Сорокина, преобразование в акционерное общество позволит госкорпорациям, во-первых, найти новых инвесторов и, во-вторых, усилить контроль за использованием средств. «Воровать в акционерном обществе гораздо сложнее, чем в государственном предприятии. В акционерных обществах обязательно в составе совета директоров должны быть независимые директора, есть ревизионная комиссия, регулярная отчетность», – отметил он.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: