Главная / Москва / 15 Февраля 2010 г.

Бензин из «самовара»

Президент призвал бороться с криминализацией рынка нефтепереработки

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

В Омске на пятничном совещании по развитию энергетики Дмитрий Медведев раскритиковал нефтяников за нежелание активно торговать на бирже, за длинную цепочку посредников и потребовал разобраться с хищениями и манипуляциями в сфере нефтепереработки. Услышав от главы «Газпромнефти» Александра Дюкова, что из 196 работающих в России мини-НПЗ 116 являются нелегальными, президент назвал это «преступлением для российской экономики».

Октановое число на табличке АЗС качества топлива не гарантирует.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Октановое число на табличке АЗС качества топлива не гарантирует.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Отрасль дает треть ВВП и 40% налогов и таможенных сборов, и то, что 60% мини-НПЗ работают в ней нелегально, действительно не может не тревожить. «Одной из причин большого количества незаконных врезок в нефтепроводы и других способов хищения углеводородов остаются манипуляции с переработкой нефти и производства нефтепродуктов. И я хотел бы, чтобы здесь разобрались, что происходит», – потребовал глава государства у ключевых министров и руководителей энергетических компаний. О том, насколько серьезна ситуация, можно судить по предупреждению президента: «Или мы останемся в числе мировых лидеров этой отрасли, или нас отодвинут на обочину, несмотря на колоссальные запасы энергоресурсов». Дмитрий Медведев призвал декриминализировать нефтепереработку. «Мы должны знать, кому принадлежат эти предприятия. Если большая часть из них нелегальна, нужно подключать правоохранительные органы и встряхнуть всю эту систему. Понятно, что нефтяники существенно наполняют бюджет, но они не священные коровы. Нужно наводить порядок», – отметил он.

То, что столько «нелегалов» дают на рынок, по определению президента «полуфабрикат без добавленной стоимости», свидетельствует, насколько остро стоит в стране проблема качества топлива. Потребители страдают от этого не только в далекой глубинке, но и в столицах. По словам Александра Холодова, председателя межрегионального Комитета по защите прав автомобилистов, последний раз летом прошлого года его организация вместе с передвижной лабораторией, представителем Ростехрегулирования и журналистами проводила контрольную закупку бензина на восьми автозаправочных станциях лишь в одном районе Санкт-Петербурга. Так вот, ни на одной из них октановое число не соответствовало заявленному на колонке. Но это, увы, не побуждает местных автолюбителей ни к какой реакции. «Все знают и ездят, – констатирует г-н Холодов. – Дело в том, что в Петербурге только вызов лаборатории стоит около 10 тыс. руб. А пробы делают за отдельные деньги. Мало кто это может оплатить из своего кармана. Даже государство не в состоянии проверить все АЗС. И потом, сегодня в хранилище нормальный бензин, а завтра – уже нет».

По данным Центра изучения региональных проблем, глубина переработки сырья и качество продуктов на российских НПЗ давно стали головной болью специалистов. На сегодня в России действует 27 крупных НПЗ со средней мощностью переработки около 10 млн. тонн нефти в год и около 180 мини-НПЗ с мощностью менее 1–2 млн. тонн. И если заводы, входящие в крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании, могут себе позволить внедрять дорогие технологии, добиваясь высокой степени переработки и качества, то значительное количество «мини» (по разным оценкам, от 25 до 35%) особо себя не утруждают. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов на днях подсчитал: более 50% бензина, который продается на АЗС, не соответствует тому октановому числу, на которое рассчитывает покупатель. Руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, в свою очередь, признает: каждая пятая заправка в Москве торгует некачественным топливом. Цифры у всех разные, но проблема общая.

Впрочем, обвинять в низком качестве топлива только мини-НПЗ не совсем корректно, потому что эти заводы перерабатывают менее 3% добываемой в стране нефти. «Борьба с «самоварами», контроль за качеством топлива – задача государственных органов, такая же как и выстраивание эффективной цепочки нефтепереработки, в которой должно найтись место для всех целесообразных с экономической точки зрения нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, – заявил «НИ» независимый эксперт топливного рынка Григорий Максимов. – Откуда у г-на Дюкова цифра нелегальных НПЗ, если они действительно таковые? Кто их подсчитал?» По мнению эксперта, чтобы решить проблему, «совсем не обязательно стучать кулаком по столу». «Любую «врезку» легко определить – в этом месте сразу падает давление. Долго и много с таких «врезок» не накачаешь. И по железной дороге далеко не увезешь – здесь все прозрачно. Если кто-то этим и занимается, то только с «высокого позволения» – уверен собеседник «НИ».

А вот исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко уверен, что незаконные НПЗ «умрут сами». «У них нет будущего. Они работают, пока есть спрос на дешевое дизтопливо и 92-й бензин, которым заправляется половина отечественных автомобилей», – отметил «НИ» эксперт. С другой стороны, малые заводы обеспечивают топливом те регионы, куда не дотягиваются крупные производители со своими «сетями», признает он. «Но пока не внесены соответствующие изменения в Административный кодекс и не меняется пассивная позиция Ростехрегулирования по вопросу контроля на местах, топливо, не соответствующее экологическим требованиям, никуда не денется», – считает г-н Сергиенко.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: