Главная / Газета 10 Февраля 2010 г. 00:00 / Экономика

Чем дальше, тем страшнее

Российский авторынок откатился на семь лет назад

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

По опубликованным вчера данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам января снизились на 37% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Нынешний показатель - худший с начала кризиса результат, он на 39,4% ниже среднемесячных показателей за 2009 год. Эксперты не ожидают от отечественного авторынка ничего хорошего в обозримом будущем. По их прогнозам, он восстановится не ранее 2015 года, а то и позже.

Так мало новых машин, как в прошедшем январе, в РФ не продавали уже очень давно.
Так мало новых машин, как в прошедшем январе, в РФ не продавали уже очень давно.
shadow
Российский автомобильный рынок продолжает стремительное падение. Напомним, что продажи новых легковых машин за 2009 год снизились на 49%. Начало 2010-го ознаменовалось новым обрушением. Январь для дилеров – традиционно плохой месяц: длинные каникулы, люди отдыхают, и им не до дорогих и ответственных покупок. По сравнению с декабрем продажи, как правило, резко падают (в этом году – на 42,2%, или на 54 тыс. машин). Тем не менее таким плохим, как только что прошедший, январь не был уже очень давно.

Сравните: в первом месяце 2009 года, когда россияне так же долго праздновали, а кризис уже подмял под себя нашу экономику, вызвав массовые увольнения и сокращения зарплат, россияне купили 118 024 машины. А в январе 2010-го, когда, как утверждают власти, все худшее осталось позади, начался выход из рецессии, продано только 74 086 авто. По оценкам экспертов, сейчас российский рынок откатился на 7 лет назад. Тогда, в 2003 году в январе было реализовано 73,9 тыс. новых автомобилей. Правда, в тот момент более 80% рынка еще приходилось на отечественные модели, а сейчас их доля составляет всего 30%. Продажи «АвтоВАЗа» в первом месяце этого года упали на 40% по сравнению с прошлым январем – до 17 тыс. машин. Отдельные волжские марки, впрочем, покупали намного больше, чем прежде, но эта разница видна в процентах, в штуках же все по-прежнему весьма печально. Например, продажи «Нивы» выросли на 47% (!), или… 700 штук.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow Заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин, помимо празднично-новогоднего фактора, видит еще одну причину такого падения продаж. «В январе практически не выдавались автокредиты», – сообщил «НИ» эксперт. В самом деле, программа льготного автокредитования, которая была запущена в апреле минувшего года, прекратила свое действие 1 января. Нельзя сказать, что она спасла наш авторынок, но без нее он явно упал бы еще глубже. Во всяком случае, по данным Минпромторга, в рамках программы субсидирования ставок по автокредитам было продано более 71 тыс. машин общей стоимостью свыше 30 млрд. руб. При этом в среднем на рынке реализовывалось чуть более 120 тыс. авто в месяц. Как бы то ни было, но власти замешкались с продлением программы на этот год, и в январе банки перестали выдавать автокредиты со сниженной процентной ставкой. И лишь в прошедший понедельник на сайте правительства было опубликовано постановление о том, что сроки действия программы продлены. В 2010 году на компенсацию части ставок российским банкам будет выделен 1 млрд. руб. Пик, судя по всему, придется на 2011 год (Минфину поручено предусмотреть на эти цели 1,75 млрд. руб.), а дальше субсидии будут постепенно затухать: в 2012 году – 1,002 млрд., в 2013-м – 0,5 млрд. руб.

Безрадостные итоги января обусловили и другие факторы. «В прошлый год большинство производителей вступили с огромными запасами накопившейся продукции 2008 года, – рассказал «НИ» руководитель группы по обслуживанию предприятий автопрома Ernst and Young Иван Бончев. – Они сразу, с января начали предлагать большие скидки на эти автомобили. Сейчас это тоже происходит, но в гораздо меньшей степени, поэтому мы не наблюдаем такого большого эффекта. Кроме того, влияет и традиционное увеличение цен на новые модели, что, как правило, наблюдается каждый год».

Г-н Бончев считает, что до середины года ситуация будет не простая: большинство потребителей в ближайшие месяцы будут откладывать покупку нового авто. По его мнению, позитивные изменения могут произойти после вступления в силу государственной программы утилизации старых машин, которая, как ожидается, стартует 8 марта. Напомним, те, кто сдаст в лом «убитое» авто, смогут получать 50 тыс. руб. на приобретение нового. «Однако и эта программа вряд ли заработает сразу, поэтому возможное восстановление рынка начнется со второй половины года», – прогнозирует Иван Бончев. «Думаю, за этот год рынок, если и вырастет, то не более чем на 5%, – предсказывает Алексей Сереженкин. – Может быть, к 2015 году мы, дай бог, достигнем уровня 2008-го. Но, вполне возможно, это произойдет и позже».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: