Главная / Газета 29 Января 2010 г. 00:00 / Экономика

Имей сто друзей

Предпринимателю в нашей стране легче получить помощь от хорошего знакомого, чем от государства

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Уже более 15 лет Игорь Пшенов занимается оптовой торговлей рыбой и красной икрой, поставляет товар в магазины столицы и Подмосковья. Это сейчас у него и собственное помещение, и холодильные установки, и бесценный опыт. А в начале делового пути не было ничего, только связи, оставшиеся после армейской службы на Камчатке. Кризис, конечно, ударил по его бизнесу, но в дефолт 1998-го было еще труднее, считает предприниматель.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
В начале 1990-х, когда по всей стране прокатилась волна предпринимательской инициативы, с помощью знакомых Игорь стал завозить с Дальнего Востока в Москву рыбу и красную икру. Работал на свой страх и риск, причем рисковать приходилось немало, и не только деньгами. Шаткость положения начинающего предпринимателя усугублялась тем, что в то время такого рода бизнес был, по сути, полулегальным. Дело в том, что продавать красную икру, рыбу и крабов было можно, а вот вывозить все это с Дальнего Востока не разрешалось. Приходилось идти на хитрость – договариваться с летчиками, грузчиками, кассирами и отправлять товар с багажом в Москву. А по прилете в столичном аэропорту на предпринимателя наезжал еще и рэкет.

Постепенно Игорю удалось легализовать свой бизнес – получить лицензию, оформить необходимые разрешения. Дальше потребовалось помещение в Москве. Через знакомых нашли в Северном округе дышащий на ладан магазинчик и сняли часть его площадей. Однако через какое-то время директор магазина, увидев, что рыбный бизнес идет в гору, резко подняла цену аренды. Пришлось съезжать. Нашли другой магазин на юго-востоке города, который согласился сдать в аренду часть своих складских помещений. Бизнес рос, расширялся ассортимент. Появились знакомые в Прибалтике, стали завозить оттуда консервы – шпроты, паштеты, кильку. Предприниматель просил у магазина все новые площади, и владельцы шли навстречу, поскольку им самим было непросто платить арендную плату, которая поднималась чуть ли не каждый квартал.

Перспективы у рыбного бизнеса были самые радужные – люди начинали жить лучше, старались разнообразить свое меню, стали выбираться в рестораны, но грянул дефолт 1998 года. Рубль обесценился, а взятые предпринимателем в банке кредиты были в основном в долларах. В тех же «зеленых» шли все расчеты с Прибалтикой. А торговал-то он за рубли. Игоря стали таскать по разным инстанциям, грозили, что обанкротят. Приходили чиновники из разных ведомств, а чаще их доверенные лица, предлагали продать права аренды. Не соглашался, хотя порой соблазн был велик. Ужался во всем до предела, и бизнес устоял. А спустя несколько лет Игорю удалось даже выкупить арендуемый магазин. Правда, деньги для этого пришлось занимать традиционным русским способом. Банки кредитов не давали, требовали в залог какую-нибудь собственность, а где ее взять, если дело только выходило из реанимации? В итоге один из бизнесменов, открывавших в тот момент в Москве сетевые магазины, дал Игорю денег в долг под честное слово. Слово он сдержал и через полтора года все вернул.

Четыре года назад Игорь решил еще расширить свой бизнес и купил землю в Подмосковье, чтобы поставить там большие промышленные холодильники и продавать рыбу уже не только столичным магазинам, но и в другие регионы. «В области возникли свои ньюансы – электричество нельзя оформить, пока земля не в собственности, а землю в собственность никто не хочет отдать без взяток», – вспоминает предприниматель. А пару лет назад пришлось неожиданно вступить в конкурентную борьбу с крупными игроками, которые появились на рыбном рынке. «Сейчас на Камчатку начинают приходить московские и питерские деньги, – рассказал Игорь Пшенов. – Крупные сети стали сами выходить на поставщиков и создавать свои структуры. Раньше конкуренция тоже была, но не такой серьезной».

Если конкуренция выросла, то покупательский спрос, напротив, упал, когда разразился другой экономический кризис – уже нынешний, глобальный. Народу оказалась нужнее колбаса, чем банка красной икры. Пришлось делать акцент на более дешевую продукцию. Главная надежда Игоря сейчас – недорогая рыба. По его словам, например, дальневосточную горбушу можно продавать по 60–70 руб. за 1 кг, кету – по 85, что при цене мяса в магазине свыше 200 руб. позволяет привлечь покупателей. «Понятно, что каждый день рыбу есть не будешь, но, по крайней мере, она разбавит ценовую позицию», – считает предприниматель.

Пришлось искать и новые варианты взаимодействия с клиентами – магазинами. Рыба – товар отчасти сезонный. Спрос на нее начинает расти с августа и достигает пика к Новому году. Заплатить за товар сразу у магазинов денег нет, поэтому постоянным клиентам дают товар сначала с 50-процентной отсрочкой, а потом, по мере приближения Нового года, когда покупатель идет в магазины косяками и надо не упустить момент, и вовсе отдают без предоплаты, просто на реализацию. Хорошо, хоть из-за кризиса не пришлось никого увольнять, «оптимизировать трудовые издержки». Все лишние, ненужные люди отпали еще после 1998 года. «Я уже оброс связями, знакомыми, но все равно бизнесом заниматься очень сложно. А человеку, который начнет дело с нуля, скажем, вчерашнему студенту с идеями будет в разы сложнее, – считает предприниматель – Это только говорят, что все помогут, но на деле рассчитывать можно только на себя. Мне, например, государство никогда и ничем не помогло».

Опубликовано в номере «НИ» от 29 января 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: