Главная / Газета 27 Января 2010 г. 00:00 / Экономика

Перекрестный допрос

Главе Минпромторга предстоит непростой отчет перед депутатами

ЕКАТЕРИНА НАДРОВА

Сегодня в Госдуме главным героем «правительственного часа» станет министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов предупредил накануне: у депутатов к руководителю ведомства накопилось много вопросов, что само по себе говорит о том, что «не все хорошо в этом министерстве». Как выяснили «НИ», состояние отечественной промышленности давно вызывает серьезные опасения у многих народных избранников.

Общение главы Минпромторга с депутатами сегодня будет проходить в новом формате. Вместо обсуждения заранее определенной темы, касающейся деятельности ведомства, народные избранники смогут задать гостю самые разнообразные вопросы. По словам г-на Грызлова, всего их набралось порядка 82 и они в письменном виде были заблаговременно переданы в министерство. В формировании повестки дня участвовали все фракции и комитеты, и, по прогнозам спикера, ее предстоящее обсуждение обещает быть довольно бурным.

По мнению зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктора Илюхина (фракция КПРФ), необходимость серьезного разговора о ситуации в отечественной промышленности назрела давно. «Главный вопрос в том, осталась ли у нас промышленность вообще. Ведь крупных предприятий, работающих на страну, практически нет. Мы потеряли много жизненно важных отраслей, например, станкостроение, машиностроение, производство сельскохозяйственной техники. Поэтому хочется спросить министра, на чем основана наша промышленность? Или мы по-прежнему будем отчитываться цифрами по добыче нефти и газа или сборке иностранных автомобилей, которые почему-то идут в наш ВВП?»

Также народных избранников интересует, как правительство собирается продвигать продукцию отечественных предприятий на мировые рынки. «На мой взгляд, российская экономика попала в «русский бутерброд»,– утверждает член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерий Зубов (фракция «Справедливая Россия»). – Сверху на нее давят развитые страны со своей высокотехнологичной продукцией, а снизу подпирают развивающиеся рынки Азии, которые по низкой цене выпускают стандартные товары. В итоге получается, что нас выдавливают со всех этих рынков».

Внедрение инноваций – еще один актуальный вопрос, который наверняка будет сегодня затронут. «Мы сейчас наблюдаем глубокое падение промышленности, – продолжает г-н Илюхин. – Все предприятия, которые нам остались с советских времен, до сих пор работают на допотопном оборудовании, которое невозможно усовершенствовать даже с помощью современной электроники. Где все эти нанотехнологии и инновации, о которых в последнее время так много разговоров? И вообще, способна ли сейчас наша страна заново отстроить и оснастить эти предприятия, чтобы отчитываться о нанотехнологиях по-настоящему и к какому году это может произойти?»

В свою очередь г-н Зубов считает неверным сам метод внедрения новых технологий в производство. «Необходимо наконец-то по-настоящему обратить внимание на малый бизнес, – настаивает депутат. – На мой взгляд, это единственно возможный путь внедрения инноваций. Ведь все великие компании вроде «Гугл» или «Майкрософт» вышли из маленьких лабораторий. Создатели «Эппл» вообще придумали свой продукт в гараже. И это неудивительно, подобные вещи всегда рождаются снизу, создать их сверху нельзя. Поэтому необходимо раз и навсегда расстаться с иллюзией, что можно что-то сделать с помощью директивы и предоставить малый бизнес самому себе».

Тарифы естественных монополий, которые растут быстрее инфляции и оказывают дополнительную нагрузку на предприятия, – еще одна тема, которую собираются затронуть депутаты на встрече с министром. Скорее всего, не останутся без внимания и проблемы, возникшие у «АвтоВАЗа». В частности, г-на Илюхина волнует, какова отдача от тех бюджетных средств, которые были выделены на спасение автогиганта. А по мнению г-на Зубова, главная ошибка властей состоит в том, что они так прямолинейно оказывают помощь руководству предприятия, которое не хочет ничего менять. «Если собственники «АвтоВАЗа» не могут решить свои проблемы самостоятельно, то они должны передать предприятие государству, чтобы оно нашло ему нового владельца, который был бы в состоянии разобраться в ситуации», – полагает депутат.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 января 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: