Главная / Газета 23 Декабря 2009 г. 00:00 / Экономика

Вчера – по два, сегодня – по четыре

В кризис общественный транспорт в Москве подорожает сильнее, чем в благополучные годы

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

С 1 января 2010 года стоимость проезда на общественном транспорте повысится на 4 руб. – такую новость сообщил вчера источник в городской администрации, сославшись на уже подписанное мэром Юрием Лужковым постановление. Таким образом, разовая поездка на метро обойдется в 26 руб., на автобусе, трамвае и троллейбусе – в 24. До кризиса, напомним, городской транспорт тоже дорожал, но в последние годы – в среднем на 2 руб. Теперь же, судя по всему, и этого оказалось мало. А ведь еще в ноябре глава городского Департамента транспорта говорил, что цену поездок можно удержать на уровне 2009 года.

За разовую поездку на метро придется платить на 18% больше, чем сегодня.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
За разовую поездку на метро придется платить на 18% больше, чем сегодня.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Проезд в городе дорожает ежегодно и весьма существенно. Не далее как в 2006-м стоимость одной поездки составляла в среднем лишь 13 руб., теперь же она поднимется до 25 руб., то есть станет практически вдвое дороже. Экономисты недоумевают: почему сейчас, когда цены на дизтопливо упали на 13%, билет на автобус подорожает на 4 рубля? В прошлом году больше всего подорожал проезд в метро: билет на 1 поездку – на 15%, на 60 поездок – на 49%. Глава Региональной энергетической комиссии (РЭК), которая устанавливает тарифы, первый заммэра Юрий Росляк тогда объяснил это тем, что «в 2009 году нужно ввести в эксплуатацию 12 км новых линий метро». В этом году пресс-служба РЭК, объясняя очередное увеличение стоимости, ввод новых станций не упоминает вовсе, а об инфляции тоже говорит вскользь.

«В расчет принимается рост тарифов и затрат на электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение, рост цен на топливо, рост затрат на амортизационные отчисления, – пояснил «НИ» Леонид Браткин, руководитель пресс-службы РЭК. – При формировании необходимой валовой выручки ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Мосгортранс» учтены программы по капитальным ремонтам подвижного состава, служб электроснабжения, сигнализации, связи, тоннельных сооружений, эскалаторного оборудования, контактно-кабельной сети, трамвайных путей и пр. Таким образом, тарифное регулирование московских транспортных организаций осуществляется с учетом необходимости поддержания высокой степени надежности и безопасности предоставляемых услуг, а также обеспечения развития организаций».

shadow Для пассажиров льготных категорий стоимость поездки в метро (исключая монорельсовую транспортную систему) составит 22 руб. 98 коп., а на наземном транспорте – 23 рубля 20 копеек. Школьники и студенты вместо 250 руб. за месячный проездной станут платить 321. Месячные билеты без льгот, рассчитанные не более чем на 70 поездок, можно будет купить за 1070 руб. Подорожают и билеты, приобретаемые непосредственно у водителя – с 25 до 28 руб. Также утверждены «поясные» тарифы на наземный транспорт по пригородным зонам: в пределах 5 км – до 16 руб., в пределах 10 км – до 24. Самая дорогая поездка в пределах 16 тарифных зон (75–80 км от Москвы) обойдется в 136 руб.

Сергей Митрохин, до не давних времен бывший депутатом Мосгордумы, тоже заметил, что о новых станциях в этот раз не говорится: «За счет обилечивания метрополитен обеспечивает текущую деятельность. А инвестиционные деньги на строительство новых станций идут из московского и федерального бюджетов. Видимо, решили все же не запутывать людей. Если вложить инвестиционную составляющую в тарифы, то они поднимутся минимум в 20 раз». Тем не менее и нынешний рост стоимости проезда он считает необоснованным. «На депутатские запросы монополии и чиновники присылают отписки. Тарифы формируются непрозрачно, и добиться их обнародования в Интернете невозможно», – рассказал он «НИ». Размеры повышений по транспорту и ЖКХ, по мнению г-на Митрохина, неадекватны – они превышают прогнозируемую инфляцию в 2–3 раза. «Это открытая «кормушка» для руководителей монополий и чиновников. А причина всему – коррупция», – подчеркнул политик.

Действительно, помнится, еще в ноябре горожан обнадежил руководитель столичного Департамента транспорта Василий Кичеджи, который на пресс-конференции неожиданно заявил: «Моя позиция как руководителя департамента, как доктора экономических наук: цены в ближайшие два года можно держать на уровне 2009 года. Но вы знаете, что любой тариф в нашей стране – это, к сожалению, вопрос декретный, вопрос лоббирования и участия многочисленных групп, поэтому решение будет приниматься правительством Москвы». Коллеги г-на Кичеджи, видимо, его позиции просто не заметили…

А вот оппозиция и правозащитники обратили на это пристальное внимание заранее. В конце прошлой недели против повышения тарифов ЖКХ и цен на общественный транспорт в Москве прошел митинг, организованный движением «Солидарность» и Ассоциацией адвокатов России за права человека. Как заявил вчера «НИ» Евгений Архипов, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, в повышении тарифов и росте цены поездок нет экономического обоснования – доходы людей упали, топливо подешевело. «Поэтому мы требуем, чтобы тарифы формировались согласно стоимости энергозатрат. Мы дали правительству Москвы пять дней на раздумье. Если реакции не последует, мы возобновим свои акции до и после Нового года. Рассчитываем на широкую поддержку населения, ведь проезд и стоимость ЖКХ касаются каждого москвича. Мы намерены добиться если не снижения тарифов, то хотя бы их заморозки», – сообщил юрист.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: