Главная / Москва / 2 Декабря 2009 г.

Дыра с дырою говорит

Из-за кризиса дефицит бюджета возник даже у самых богатых регионов России

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Региональные бюджеты большинства субъектов Федерации спланированы с дефицитом, свидетельствуют данные независимого исследования. Проблема стоит весьма остро, и не только у тех, кто находится на дотации федерального центра, но и у доноров. По мнению экспертов, меньше всего от кризиса пострадали бюджеты плохо развитых регионов, которым просто нечего было терять.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По данным исследовательской компании ФБК, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в следующем году только Самарская область и Ямало-Ненецкий АО смогут избежать дефицита в своем бюджете. Самая большая в процентном выражении дыра запланирована в Вологодской области – 28% от объема доходов. За ней следуют Татарстан (24,2%) и Пермский край (22,6%). Дефицитными будут бюджеты не только Москвы (12,6%), что для столицы уже стало традицией, но и Ханты-Мансийского АО (6,5%) – одного из главных нефтедобывающих регионов.

Что касается регионов, находящихся на дотации федерального центра, то здесь самый большой дефицит в 2010 году запланирован в Сахалинской области – 29%. Далее следует Мурманская область (24,3%) и Смоленская (18,1%). А вот в Краснодарском крае, напротив, ожидают, что доходы превысят расходы. «Профицит краевого бюджета может составить до 1%, и это, безусловно, исключительный случай», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В основном же, по словам экономиста, дефицит бюджета в группе регионов-реципиентов находится в пределах 10 –15%.

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров считает, что основную причину огромных бюджетных дыр надо искать во внутреннем отношении регионов. «Они не готовы к существенному сокращению расходов и, наверное, ожидают, что федеральный центр должен их поддерживать, – пояснил он «НИ». – В этом году ситуация была другая, поскольку зимой все регионы пересматривали бюджеты и достаточно жестко их резали. А потом в середине года выяснилось, что Федерация готова дать всем денег, и у многих расходы остались на уровне прошлого года. То есть когда страх от удара кризиса прошел, регионы решили не урезать статьи расходов».

По данным исследования, наибольшие темпы роста бюджетного дефицита, как это ни странно, демонстрируют регионы-доноры. По словам эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елены Пенухиной, произошло резкое сжатие собственной доходной базы субъектов РФ. «Причем больше всего пострадали те, кто раньше был донором. Это объясняется тем, что основной источник доходов для субъектов Федерации – это налог на прибыль. В регионах-донорах, где предприятия раньше имели прибыль, ее размер резко сократился, уменьшив и доходы бюджета. У не особо развитых прибыли как не было, так и нет», – пояснила «НИ» специалист.

Дефицит как-то надо покрывать, но возможностей для этого у регионов не так много. Резервного фонда у них нет, выхода за границу, чтобы занять там денег, у многих нет тоже. Есть, по мнению экспертов, возможность занять средства на внутреннем рынке, но они ограничены. Так что вся надежда в этой ситуации на федеральный центр с его дотациями и субсидиями. «Вряд ли федеральный бюджет потянет покрытие всех дефицитов, – считает г-н Назаров. – Мы лишь на 6% увеличиваем объем средств в фонде выравнивания, откуда идет помощь дотационным регионам, а с другой стороны, достаточно жестко сократили объем субсидий, которые получают более богатые регионы». По словам эксперта, у центра и без того в следующем году будет много проблем, поскольку пенсионная реформа забирает все деньги. Дать что-либо регионам сверх уже запланированного будет сложно.

Владимир Назаров полагает, что в такой ситуации регионам все же придется пойти на сокращение бюджетных затрат. Однако если у доноров раньше были совершенно необязательные статьи расходов, которые легко можно сократить, то менее богатым отказаться особенно не от чего. «Скорее всего, будут просить деньги у федерального центра, а центр вручную будет разруливать ситуацию каждого. В первую очередь деньги будут давать тем, кому сложнее всего», – прогнозирует эксперт.

«Можно сэкономить на административных издержках, на содержании госаппарата, сократить стоимость каких-то государственных контрактов по закупке товаров и услуг», – рассуждает Елена Пенухина. По ее мнению, нужно более эффективно использовать выделяемые средства. «Недавно широко обсуждалось, во сколько обходится строительство 1 км дорог в разных регионах. Стало понятно, что только за счет снижения коррупции можно было бы существенно сократить издержки. Так же и здесь: существуют статьи расходов, которые, например, при изгнании лишних посредников из сделок могут быть существенно сокращены без какого-либо ущерба качеству», – отметила эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: