Главная / Газета 19 Ноября 2009 г. 00:00 / Экономика

Падают звезды

Турпоток из России сократился по основным направлениям на четверть

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

За девять месяцев этого года за рубеж выезжали более 11 млн. российских граждан. Это на 20% меньше, чем за тот же период прошлого года, когда поездки за границу позволили себе 13,3 млн. человек. Такие данные представила вчера Ассоциация туроператоров России (АТОР). Налицо не только количественный провал – по основным направлениям турпоток сократился на четверть –, но и качественные изменения: даже те, кто раньше мог себе позволить четырех- и пятизвездочные отели, сейчас в массе своей предпочитают менее затратные варианты. При этом эксперты отмечают: кризис затронул отечественную туристическую отрасль в меньшей степени, чем ожидалось.

Любопытно, что больше всего сократилось количество не туристических, а деловых поездок – в этом секторе спад составил около 40%. Факт вполне объяснимый: если раньше отправить сотрудника, скажем, в Европу для налаживания партнерских контактов могла себе позволить даже фирма средней руки, то кризисная оптимизация расходов ударила по командировочным бюджетам даже солидных компаний.

Поездок на отдых тоже стало меньше, но разница в целом не так велика, хотя отдельные направления и оказались провальными. В наибольшей степени «ужался», с точки зрения внимания наших туристов, Китай: количество желающих посетить эту страну россиян уменьшилось более чем в два раза – на 53%. На втором месте в рейтинге со знаком минус Канада (–42%). Не так, как прежде, привлекают наших граждан Румыния (–38%), Таиланд (–35%) и Хорватия (–37%). Греция и Испания тоже пострадали – минус 20% каждая. Турпоток в Италию и Финляндию упал на 17%. Любимая нашими гражданами Турция недосчиталась 13% путешествующих россиян (так же, как и Венгрия). Чуть меньше разница с прошлым годом на других традиционных для нас направлениях: кипрском (минус 10%), шведском (7%) и чешском (8%). А вот количество туристов, выезжающих из РФ в Болгарию, практически не изменилось (минус 1%).

При этом некоторые страны, наоборот, стали пользоваться у наших граждан большей популярностью. Это Израиль (турпоток вырос на 63% благодаря возможности безвизового въезда), США (+ 32%), Швейцария (+27%) Нидерланды и Республика Корея (по +19%), Великобритания (+6%), Египет (+4%). Эксперты АТОР объясняют это разными причинами. Например, США привлечь внимание туристов удалось тем, что они стали проводить более либеральную визовую политику. Швейцария вступила в Шенгенскую зону. Корея развернула активную рекламную кампанию, а Египет привлекал весьма конкурентоспособными ценами. При этом 4% прироста египетского рынка в абсолютных цифрах (около 40 тыс. человек) – это на поверку даже более впечатляющий показатель, чем 63% прироста в Израиле (около 35 тыс. человек).

В целом, по оценке аналитиков АТОР, экономический кризис затронул туристическую отрасль России в меньшей степени, чем предполагалось. В начале нынешнего года операторы прогнозировали падение потоков из РФ в другие страны до 50% по самым пессимистичным вариантам. Реально же они сократились по основным направлениям в среднем на 23% . Среди главных причин аналитики называют не только сокращение зарплат и рост безработицы, но и разговоры об эпидемии свиного гриппа, которые заставили отказаться от поездок даже тех, кто вполне мог себе их позволить.

Тем не менее президент Профессиональной туристской лиги Андрей Игнатьев объясняет падение спроса в первую очередь все же кризисными явлениями в экономике. «Люди предпочитают экономить, а поездки – это вещь не первой необходимости, – пояснил он «НИ». – Самое большое падение наблюдалось с января по сентябрь, все поездки в этом году снизились от 25–35%. А тот, кто все же смог путешествовать, стал выбирать более дешевые туры. То есть люди из среднего сегмента перешли в дешевый. А вот сегмент самых дорогих туров пострадал менее всего, потому что те, у кого были солидные деньги раньше, ездят и сейчас».

Аналитика АТОР подтверждает выводы специалиста, касающиеся сдвигов в ценовых предпочтениях. Наибольшее снижение зафиксировано в ценовом диапазоне от 1,5 до 2,5 тыс. долларов на человека. А увеличение – в сегменте от 600 до 1,5 тыс. долларов. При этом объемы продаж путевок ценой до 500 «зеленых» практически не изменились. Это говорит о том, что те, кто мог позволить себе отели 4 и 5 звезд, размещаются теперь в более дешевых гостиницах. Кто готов отдыхать крайне экономно, по-прежнему находит для этого деньги. Ну а привычки состоятельных граждан не пострадали.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: