Главная / Газета 17 Ноября 2009 г. 00:00 / Экономика

«Рено» не приедет

Французам не нужны акции российского автогиганта, о которых они не просили

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Вчера «АвтоВАЗ» в очередной раз отчитался о своих финансовых делах. Чистый убыток за девять месяцев 2009 года составил 19,7 млрд. руб. против чистой прибыли в 834 млн. в январе–сентябре прошлого года. Что делать с автогигантом, похоже, не знает никто. Накануне вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что власти РФ будут приветствовать увеличение доли Renault в предприятии, а если нынешние акционеры не смогут предложить программу технологического перевооружения, то придется искать других партнеров для «АвтоВАЗа». Однако, как выяснили «НИ», французы увеличивать свой портфель, вплоть до контрольного, как им предлагает наше правительство, не собираются.

Конвейер на «АвтоВАЗе» работает, но прибыли не приносит.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Конвейер на «АвтоВАЗе» работает, но прибыли не приносит.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Сейчас у Renault 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». Такими же пакетами владеют госкорпорация «Ростехнологии» и «Тройка Диалог». По поводу перспектив перераспределения долей в «Ростехнологиях» от комментариев отказались сразу. В «Тройке Диалог» сослались на занятость спикеров и тоже ничего говорить не стали. Сотрудник пресс службы Renault Оксана Назарова на вопрос «НИ» о такой возможности ответила: «Наша компания таких предложений не выдвигала и, в свою очередь, от правительства РФ не получала. Мы являемся стратегическим партнером «АвтоВАЗа», и у нас полное взаимопонимание с другими акционерами. Мы будем участвовать в реструктуризации предприятия, производить новые автомобили к 2012 году, но увеличивать свою долю не собираемся».

При этом французский инвестор уверен, что никакого банкротства правительство РФ не допустит. Г-жа Назарова процитировала анекдотическую шутку члена совета директоров «АвтоВАЗа» Кристиана Эстева, который заявил: «Если вы должны банку 100 руб., то это ваша проблема, а если – 100 млн., то это проблема банка». Банки должны реструктурировать долг, дать возможность наладить нормальное производство, уверены в администрации российского офиса Renault. Банкротство же в этом случае никому не выгодно.

«Полагаю, что просто представители российской власти в очередной раз дают понять, что ждут от французских акционеров более деятельного участия в спасении «АвтоВАЗа», – прокомментировал «НИ» ситуацию заместитель начальника аналитического департамента инвестиционной компании Алексей Павлов.

Ответ же французов, уже вливших 1 млрд. долларов в предприятие, ясно определяет их позицию: теперь их забота – технологии и ноу-хау, а остальное – проблема банков и правительства России. Поэтому нужно надеяться только на себя. А лучше просто не затягивать с программой реструктуризации, которую озвучивали ранее чиновники и администрация предприятия. Правда, говорят, что один из вариантов спасения – конвертация долга завода в акции (38 млрд. руб.) и передача их кредиторам – уже отпал. В этом случае кредиторы получат небольшие пакеты и не смогут активно управлять предприятием. Другие варианты – «АвтоВАЗ» выпускает облигации под гарантии ВЭБа и получает вливания от другого акционера «Ростехнологии» с целью дальнейшего кредитования или же замещает долг облигациями федерального займа. Какая схема станет окончательной и когда, будет ясно к 20 ноября. К этой дате, по словам г-на Шувалова, должна быть представлена Инвестиционная программа развития ОАО «АвтоВАЗ».

Пока же на предприятии дела хуже некуда. Чистый убыток за девять месяцев, по данным последней отчетности, составил 19,7 млрд. руб. против чистой прибыли в 834 млн. в январе–сентябре 2008 года. Выручка автогиганта за отчетный период сократилась более чем в два раза – до 60,8 млрд., убыток от продаж достиг 5,84 млрд. руб. Плохо, конечно, не ему одному. «КамАЗ», например, тоже получил чистый убыток в 4,316 млрд. против прибыли в размере 2,454 млрд. руб. годом ранее. Но при этом на Каме все равно сработали в 4,5 раза лучше, чем на Волге. При том, что рынок легковых автомобилей за полугодие упал на 49%, а грузовых – на все 70%. «Результаты «КамАЗа», бесспорно, низкие, – сообщил «НИ» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Сергей Сереженкин, – но с учетом глубины обвала рынка грузовиков, начавшегося еще в четвертом квартале 2008 года, они могли быть намного хуже. Помог госзаказ и грамотная маркетинговая политика». Менеджмент в Набережных Челнах, похоже, действительно оказался более дееспособным в критической ситуации, нежели в Тольятти. По меньшей мере другое объяснение найти сложно. Ведь у этих предприятий практически общие собственники – «Тройка Диалог» владеет 44,38% акций КамАЗа, госкорпорация «Ростехнологии» – 37,78%, немецкий концерн Daimler – 10%.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: