Главная / Газета 30 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

Консервы из роз

Цветочный бизнес в кризис осваивает новые ниши

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Новое российское изобилие началось с цветов. Когда еще прилавки продуктовых магазинов были пусты, а приличную вещь можно было купить только у спекулянта, глаз уже повсюду радовали охапки свежих роз, гвоздик, хризантем. Бизнес чистый и красивый, товар востребованный, особенно в праздники, когда наценка доходит до 300%. Однако, как выясняется, кризис катком прошел и по этому рынку. И чтобы выжить, предприниматели осваивают продажу не совсем обычной для России флористической продукции.

Наплыв клиентов у флористов случается лишь несколько раз в год, в том числе перед последним звонком в школах.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Наплыв клиентов у флористов случается лишь несколько раз в год, в том числе перед последним звонком в школах.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
В 2008 году емкость российского цветочного рынка, по оценкам экспертов, составила не менее 3 млрд. долларов. Еще совсем недавно он стабильно рос на 20–30% в год. Но кризис не пощадил никого – цветочные «точки» стали закрываться, особенно в крупных городах. Участники рынка утверждают, что рентабельность в этом бизнесе не превышает сейчас 10% – условия «пикирующего» спроса выдерживают не все.

Будучи дипломированным мастером икебаны, Татьяна Задворная в 1993 году получила солидный заказ на оформление офиса крупной процветавшей тогда финансовой компании. Воспользовавшись этим обстоятельством, она, минуя этап «палаток и павильонов», открыла небольшую фитодизайнерскую фирму. До кризиса в ее команде было восемь человек – художников-дизайнеров и цветоводов-декораторов. Делали букеты на заказ, озеленяли офисы и частные дома, устраивали садики, газоны, изгороди, альпийские горки – все, что клиенту захочется. А клиент шел порой солидный – бизнес-центры, оргкомитеты крупных международных конкурсов, банки, торговые комплексы.

Однажды вступив в деловые отношения с г-жой Задворной, заказчик, как правило, становится постоянным. Не только букеты и интерьеры у нее заказывает, но и заключает договор на обслуживание. «Очень жаль заказчиков, которые, расходуя значительные средства на закупку и оформление помещения растениями, потом из экономии отказываются от комплексного ухода, поручая полив и уход секретарям, помощникам по хозяйству, уборщицам, – рассказывает она. – В течение первых двух месяцев растения чувствуют себя, казалось бы, нормально, но потом постепенно происходит утрата декоративного вида, и часто в офисах можно увидеть жалкие, переросшие, кривые стволики с остатками листьев. Если мы берем объект на обслуживание, то в течение всего срока гарантируем бесплатную замену погибших растений, хотя такое в профессиональных руках случается крайне редко». Сейчас 40% дохода компании приносит именно обслуживание объектов. Хотя такой контракт обычно в 10 раз меньше, чем на первоначальный заказ.

За год кризиса работы не прибавилось. Отпали некоторые постоянные заказчики. Стало меньше корпоративов. Хотя традиционные праздники – 8 Марта, первый и последний звонок в школах – никто не отменял: тогда приходится работать в три смены и приглашать флористов со стороны. Но праздники проходят, и начинаются трудные будни. «Минимизируя издержки, в этом году вообще отказались от штатных флористов – всех перевели на договор подряда. Есть заказ – вызываем специалистов. Нет – извините…» – рассказывает Татьяна Задворная. Неожиданным подспорьем стало отсутствие долговых обязательств. Бизнесвумен не любит две вещи – безрассудство и жизнь в долг. Кредитными ресурсами не пользовалась никогда. Пару лет назад собирались все-таки взять деньги под проект, но визит в банк отрезвил их с бухгалтером сразу: уже тогда требовали 20% годовых и солидную залоговую сумму. И хотя тогда это было по силам, обе дамы от идеи отказались. Женская интуиция…

Зато другой случай трехлетней давности дал жизнь новому направлению деятельности салона, на котором теперь держится бизнес Татьяны Задворной. «Однажды муж, вернувшись из Парижа, вручил мне очень изящный букет цветов. Я любовалась розами и гипсофилой, с грустью предчувствуя момент расставания с чудесным подарком, который через неделю превратится в сухие останки композиции, – рассказывает она. – Однако прошла неделя, затем вторая, букет и не собиралась увядать. Я потрогала листочки – упругие и блестящие. Это было какое-то чудо – цветы простояли больше года! Спустя время через приятелей я разыскала во Франции компанию, которая с 1988 года консервирует растения».

Биохимики и экологи разработали метод, по которому в период наивысшего расцвета растения обрабатываются специальными экологически чистыми растворами. Такая обработка позволяет им сохранить натуральную свежесть, цвет и эластичность. И если сначала заказчиков радовали только цветы, то сейчас французы консервирует деревья, пальмы и травы, которыми оформлены лучшие отели и клубы мира. Став официальным партнером французской компании в России, фирма г-жи Задворной предложила заказчикам растения, не увядающие и не требующие ухода, а значит, и расходов на гарантийное обслуживание, то есть отчасти даже наступила на горло собственной песне. Чтобы оставаться на плаву, иногда ради нового нужно жертвовать старым.

«Хоть консервированные растения стоят дороже, чем живые, люди оценили их преимущества: неприхотливость, удобство в транспортировке, зрелищность и долговечность, – комментирует Татьяна Дмитриевна. – С наступлением кризиса мы заметили, что срезку стали покупать гораздо меньше. Сейчас основная наша торговля – это горшечные растения и композиции из консервированных цветов и лепестков от французских партнеров». Опять-таки женская интуиция… Оказывается, это не самое плохое оружие и в борьбе с кризисом.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: