Главная / Газета 26 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

Поесть и не умереть

В кризис не только сузился ассортимент продуктов питания, но и заметно снизилось их качество

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО, ЮЛИЯ КАЛИНИНА, ЮЛИЯ АНУРИНА

И в супермаркете, и на рынке всегда можно было «попасть» на некачественную продукцию, и многие хорошо знают это на собственном опыте. Однако кризис, как уверяют эксперты, обострил эту проблему до предела. Из-за снижения покупательной способности населения торговые точки существенно упростили ассортимент, меньше стали заказывать скоропортящихся продуктов. Но и они залеживаются, поэтому их приходится «подрабатывать», выдавая вторую свежесть за первую. Да и производители не сидят сложа руки.

В мясных рядах продавцов бывает нередко больше, чем покупателей, и парную говядину приходится замораживать.<br>Фото: AP. ALEXANDER ZEMLIANICHENKO
В мясных рядах продавцов бывает нередко больше, чем покупателей, и парную говядину приходится замораживать.
Фото: AP. ALEXANDER ZEMLIANICHENKO
shadow
Чтобы увеличить срок хранения своего товара, они нашпиговывают его отнюдь не полезными для здоровья потребителя веществами. Только за одну неделю, с 16 по 22 октября, в одной только Республике Татарстан было зарегистрировано 280 случаев заболеваний острыми кишечными инфекциями. По данным токсикологического мониторинга, 94 человека отравились там химическими веществами, пятеро умерли. По мнению экспертов, при формировании кризисного меню россияне должны проявлять максимальную осторожность.

В начале октября Василина Васильева купила в одном из крупнейших гипермаркетов столицы куриное филе в упаковке за 135 руб. «Пришла домой, решила приготовить ужин, открыла пакет, а оттуда идет запах хлорки, – рассказала она «НИ». – Пришлось выкинуть». Месяцем раньше ей же не повезло еще больше. «Шла домой, смотрю, бабушка стоит на улице, торгует крыжовником, – сообщила девушка. – На вид ягоды были хорошие, крупные такие. Я и купила килограмм. Пришла домой, поела. На следующий день мне стало плохо, не могла пошевельнуться, рвало. Уже в больнице врачи сделали анализы и взяли на пробу крыжовник. Выяснили, что он напичкан химикатами».

Может быть, у нашей читательницы просто началась черная продуктовая полоса? Да нет, не только у нее. Эксперты отмечают: в последние месяцы некачественных продуктов стало явно больше. Журналист Артем Скоропадский в ларьке на большом рынке на «Варшавской» купил три «Балтики №3». «Пришел домой, открыл первую бутылку, выпил – все ОК, – рассказал он «НИ». – Открываю вторую, а там какая-то техническая блеклая вода с запахом машинного масла. Хорошо, что не из бутылки пил, а в бокал наливал и сразу заметил. А как-то купил пачку сигарет «Пэлл Мэлл», а там вместо сигарет было 20 длинных фильтров без табака вообще».

Супермаркет – не панацея

В середине октября пенсионерка Валерия Машкова купила в супермаркете копченую горбушу. «Думала, приду домой, поем с удовольствием, – рассказала «НИ» 64-летняя женщина. – А это не рыба, а чистая соль! Пришлось есть-давиться за свои 150 руб. Не выкинешь же, деньги-то уже заплачены». Правда, пенсионерка не поленилась потом пойти в магазин и поделиться своими впечатлениями с продавцом, которая ей товар продала. На что ей было сказано: вы бы принесли рыбу обратно, мы бы поменяли.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Андрей Семенов подтвердил «НИ»: в подобных ситуациях вести себя надо так же, как и с любым другим товаром ненадлежащего качества, то есть предъявлять претензии продавцу. «Можно требовать замены товара, возврата денег, уменьшения цены либо устранения недостатка, если это возможно, – уточнил эксперт. – Причем не важно, есть у вас чек или нет. Само по себе отсутствие чека – это не препятствие для реализации права потребителя».

Практика показывает: стесняться в таких случаях действительно не нужно. Игорь Лихачев (55 лет) купил в супермаркете известной сети 10 пакетов молока. «Дома открыли, а там вместо молока мутная жидкость, – вспоминает он. – Что это, не знаю, но не молоко. Один пакет, второй, третий – все одинаковые. Сел в машину и обратно. Быстро появилась женщина-администратор, не спорила. Молоко привезенное сразу же забрала. Спросила: деньги или товар? Выбрал товар. Мне в тележку загрузили 10 новых пакетов. И еще добавили пять – моральный ущерб. Ни споров, ни криков не было».

В данном случае магазин проявил честность и уважение к покупателю. Но нередко проявляется «честность» иного рода: продается то, что уже давно пора было списать и выбросить. Так, в одном из супермаркетов неподалеку от станции метро «Выхино» продаются откровенно гнилые овощи и фрукты. Они уложены в красивую упаковку, стоят копейки, и запах оттуда идет ужасный. Но это не смущает пенсионеров, которые берут и такой товар. «Ну и что? – сказала «НИ» одна из покупательниц. – Овощи можно пожарить, и на вкус будут нормальные». Можно понять отчаяние неимущих, но торговля-то зарабатывает, пусть и мало, на том, чего вообще на прилавке быть уже не должно.

Рыночные отношения

Корреспонденты «НИ» отправились на Замоскворецкий рынок. Стоимость продуктов приятно удивляет, особенно цены на овощи. Изобилие не хуже, чем на других столичных рынках. А вот санитария. Например, сухофрукты и специи торговцы не позаботились даже накрыть полиэтиленовой пленкой. Чурчхелла – знаменитое грузинское лакомство – сплошь облеплено мухами. А в одном из небольших магазинчиков на том же рынке наши журналисты увидели целый холодильник, набитый майонезом. По санитарным требованиям, таким образом он и должен храниться, но одна маленькая деталь – холодильник был выключен. Причем неизвестно, сколько часов подряд это продолжалось.

На одном из прилавков корреспонденты «НИ» увидели киви по 35 руб. не за штучку, а за кило! Фрукт заморский, а продается дешевле наших яблок, потому такая цена показалась более чем странной. Плоды при этом спелые, крупные, очень аппетитные на вид, без малейших признаков порчи. Пришлось остановиться и понаблюдать, в чем тут подвох. Наконец, дождались покупателя. Миловидная бабушка лет 60 на вид попросила полкило. «Конечно-конечно», – обрадовался продавец. Он ловко подхватил маленький полиэтиленовый пакет, но товар взял откуда-то из-под прилавка, взвесил и даже услужливо завязал узелок. «С вас 20 руб.», – подмигнул он покупательнице. Но женщина оказалась не промах – не поленилась развязать пакет и посмотреть качество фруктов. Оказалось, что все – на выброс, а не те, что на витрине. Эдакая «заманиловка»: смотришь на свежие, а покупаешь гнилье.

«Рынок как рынок – есть и хорошие продукты, а есть и некачественные, – рассказала «НИ» одна из постоянных покупательниц Ольга Ивановна. – Главное – места знать и держать ухо востро. Обманывают – не обманывают, а закупаемся все равно здесь – рынок очень дешевый».

Что делать?

Когда кризис в России только начинался, специалисты предупреждали: из-за снижения платежеспособного спроса населения производство и торговля будут сужать на продуктовом рынке сегмент премиум-класса, больше станет простой и недорогой еды. Зайдя в любой магазин, можно убедиться, что прогноз сбылся. Однако шустрые дельцы добавили к этому один штрих: залежалый товар любой стоимости они пытаются сбыть, не задумываясь о нашем здоровье. Так, за девять месяцев текущего года сотрудниками управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан было выдано 367 предписаний о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам продукции, в том числе 218 предписаний о запрещении реализации 878 партий некачественных и опасных пищевых продуктов общим весом 5529 кг. Также было забраковано 98,8 литра алкогольной продукции, изъято из оборота 3,8 тыс. единиц некачественных непродовольственных потребительских товаров на сумму более 6 млн. руб. Это всего лишь в одном регионе. А сколько не выявлено…

В Московском обществе защиты прав потребителей «НИ» посоветовали: видите, что что-то не так – пишите жалобу в Роспотребнадзор. В этом случае в магазин могут приехать с проверкой и изъять подозрительный товар, плюс наложить на магазин штрафные санкции. Возможно, в ходе проверки выявят не только замеченные покупателем нарушения, но и те, что не бросаются в глаза. Например, в оформлении документов. Но борьба за правду будет непростой. Особенно, как отметил Андрей Семенов, если речь идет о товаре, у которого нет формально установленного гарантийного срока. А какая может быть гарантия, скажем, на те же овощи, да и на любые продукты питания? Это ведь не телевизор! «В этом случае доказывать, что вам изначально продали некачественный товар необходимо самому потребителю, и это проблема, – предупредил эксперт. – К тому же при недорогостоящих товарах издержки на такое доказывание могут быть очень серьезными».


В ТБИЛИСИ С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТОВ ТОЖЕ ПОЯВИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ
Знакомая продавщица в тбилисском супермаркете рассказывает, что такого еще не бывало: продукты питания стали распродаваться гораздо хуже, чем раньше. Если до кризиса большинство покупателей запасались едой на неделю и брали те или иные продукты килограммами, то теперь приобретают столько, сколько можно съесть за один-два дня. «Люди явно стали чаще заходить в магазин, чтобы купить всего понемножку. Видимо, очень скрупулезно просчитывают траты буквально на каждый день. К слову, если раньше куриные яйца брали десятками, то теперь – нередко по пять или даже по три штуки», – сообщила собеседница «НИ».
Товар стал залеживаться. «Купила на днях яйца, больше половины пришлось выбросить, и масло сливочное оказалось прогорклым», – сетует одна из покупательниц. В основном с прилавков не уходят дорогие импортные продукты. Например, корреспонденту «НИ» пришлось выбросить целую пачку привычных в утреннем семейном меню овсяных хлопьев российского производства. «Полезный завтрак для всей семьи» оказался испорчен, срок его годности истек три месяца назад, что обнаружилось уже после того, как товар был куплен. Подобных примеров немало. Магазины явно снизили контроль качества продаваемых продуктов. У потребителей нередко создается впечатление, что для работников прилавка главное сейчас – сбыть любой товар. Это касается не только импорта, но и привычных видов продовольствия местного производства, цены на которые, надо сказать, выросли. Больше всего претензий у покупателей к качеству хлеба.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

НЕМЦЫ НЕ СТАЛИ ЕСТЬ НИ МЕНЬШЕ, НИ ХУЖЕ
О том, что кризис хоть каким-то образом, пусть даже чисто теоретически может сказаться на качестве продовольствия, в Германии не только не слышали, но и не задумывались. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Когда корреспондент «НИ» задала нескольким покупателям магазина одной из самых дешевых сетей NORMA вопрос, не заметили ли они, что в последнее время продукты (может быть, не все, но некоторые) стали какими-то не такими, никто из собеседников меня просто не понял. Отвечали нередко вопросом на вопрос: «А почему что-то должно измениться?» или «А при чем тут кризис?»
Высокое качество всей продовольственной продукции в стране, жесточайший контроль за соблюдением санитарных норм при ее производстве, за (не дай Бог!) наличием вредных веществ, за сроками годности – это фактор стабильности, константа и доминанта немецкой жизни. «Химичить» ни производителю, ни продавцу не придет в голову не только в силу национального менталитета, главная черта которого – именно строгое следование установленным нормативам, но и потому, что игра не стоит свеч: удар возможных санкций может быть смертельным. Еще в 1964 году федеральное правительство и Рабочее сообщество союзов защиты потребителей учредили Фонд проверки качества товаров. Он оценивает и проверяет все – от простой шариковой ручки до суперсовременного персонального компьютера – на предмет качества, соотношения розничной цены и себестоимости, а также на совместимость с требованиями экологии. Продовольствие, поступающее на прилавки супермаркетов и магазинов любого класса, контролируется особенно тщательно.
Продуктовая отрасль, надо сказать, оказалась в Германии удаленной от кризиса на весьма почтительное расстояние. Граждане не стали есть ни меньше, ни хуже. И одна из причин тому – не только постоянное снижение цен на продовольствие, но и неизменно высокое ее качество. Возможно, поэтому президент федерального союза немецкой торговли продовольственными продуктами Диерк Фрауен утверждает: «Продовольственная отрасль стабильна по всем параметрам и в трудные времена». А председатель федерального объединения Немецкой продовольственной индустрии (BVE) Юрген Авраам заявляет журналистам, что цель производителей – победа в соревновании не только за низкие цены, но и за самое высокое качество немецких продуктов.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Берлин

Опубликовано в номере «НИ» от 26 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: