Главная / Газета 20 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

Чтобы дитя не кушало

С 1 января в России прекращается реклама некоторых продуктов и напитков для детей младше 12 лет

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Известные международные корпорации, производящие газированные напитки, кондитерские изделия, чипсы и прочую популярную среди подрастающего поколения снедь и одновременно входящие в число крупнейших рекламодателей России, подписали в понедельник обязательство ограничить рекламу продуктов питания, направленную на детей (EU Pledge). Глава Всемирной федерации рекламодателей (ВФР) Стефан Лерке пояснил: «Ограничение предусматривает запрет на рекламу продуктов и напитков для аудитории младше 12 лет, которые не отвечают критериям здорового питания, основанных на принятых научных данных и соответствующих международных стандартах».

Из пояснения ВФР следует, что рекламировать перестанут не всю продукцию компаний, а только ту, которая не признана Минздравом и Роспотребнадзором полезной для детей. И далеко не везде, а только в эфире и на носителях, предназначенных детям до 12 лет, поскольку после этого возраста подростки, как считается, могут принимать самостоятельное решение, что им потреблять, а что нет.

Как сообщил президент Российской ассоциации рекламодателей Сергей Глушков, «это соглашение – прорыв». «В России я не помню прецедента самоограничения на рынке рекламы вообще!» – отметил он. Отвечая на вопрос «НИ» о мотивах, которые побудили девять крупнейших производителей не самой здоровой пищи к такому шагу, г-н Глушков пояснил: «Этот процесс начался в мире четыре года назад в США, когда ряд крупных компаний взял обязательство перед Всемирной организацией здравоохранения не рекламировать неполезную продукцию детям». В Европе подобный документ был подписан 11 крупнейшими производителями продуктов питания еще в 2007 году, чтобы помочь родителям привить детям стремление вести здоровый образ жизни.

Сейчас наряду с США, ЕС, Бразилией и ЮАР первой среди стран Восточной Европы в этот «клуб» вошла и Россия. К тому же, как пояснил г-н Глушков, компании считают, что такой шаг будет привлекателен и с точки зрении социальной ответственности бизнеса: «Репутация сейчас не менее важна, чем увеличение продаж. Конечно, речь не может идти о снятии рекламы со всей линейки продукции. Каждый определит список неполезных продуктов сам. Но сладкая газировка, некоторые виды шоколадных изделий, чипсы туда попадут обязательно».

Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, комментируя «НИ» инициативу всемирных производителей газировки, батончиков, чипсов и прочих «хрустиков», усомнился в их альтруизме и заботе о здоровье российских детей: «Этот документ имеет целью не допустить полный запрет на рекламу всего сладкого, жирного и булькающего. О его необходимости постоянно говорят врачи. Российский закон при попустительстве ФАС и Минздрава, к сожалению, не ограничивает такую рекламу вообще. Отсюда у детей рост числа заболеваний, связанных с обменом веществ, ожирение, диабет 2-й степени, а у мам – пренебрежение грудным вскармливанием. Неэффективность этих самоограничений в том, что родители не в состоянии ограничить доступ детей к Интернету и телевизору. Пока взрослые на работе, дети смотрят и слушают все, что хотят. У нас, по сути, вообще нет понятия «детское телевидение». Поэтому мы призываем ФАС полностью ограничить рекламу фаст-фуда и прочей «мусорной еды» с 6 утра до 22 вечера. Пусть ее смотрят родители, пока их восприимчивые ко всему, что говорится в эфире, чада спят».

Заместитель начальника Управления по контролю рекламы ФАС Татьяна Никитина призналась «НИ»: «Я не отрицаю, что этот ход производителей, возможно, отсрочит введение более жестких ограничений по рекламе их продукции или сделает их менее суровыми. Хотя стимулы, которые они озвучили, также интересны обществу. Могу сказать определенно: мы такой законопроект пока не разрабатываем. Возможно, он зреет в недрах Госдумы. И нельзя не признать, что действительно в России есть вредные продукты, которые детям есть нельзя, но наша законодательная база не позволяет ограничить их рекламу, как в Европе».

Председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров подтвердил «НИ»: в парламенте действительно «прозвучали предложения экспертных советов по масштабному ограничению рекламы вредной еды». Но до законодательной инициативы дело еще не дошло. Сейчас готовится большой блок поправок в сам закон о рекламе, который за долгие годы службы приходит потихоньку в «негодность». По словам депутата, «поправки планируется рассмотреть и ввести уже в следующем году».

Опубликовано в номере «НИ» от 20 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: