Главная / Газета 19 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

Кипит их разум возмущенный

На «АвтоВАЗе» прошел митинг, организованный независимым профсоюзом

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА, ЕЛЕНА ДАНИЛОВИЧ, Тольятти

В минувшую субботу на площади перед Дворцом культуры и техники Тольятти собралось более 2 тыс. человек. Их не успокоило обещание замглавы Минздравсоцразвития Максима Топилина о том, что «массовых неконтролируемых сокращений на «АвтоВАЗе» не будет, а в официальной заявке значится всего 4997 человек». Люди вышли на площадь, чтобы высказаться против планов массовых сокращений и потребовать ясности в политике нового руководства автогиганта.

В Москве состоялся пикет солидарности с рабочими Тольятти.<br>Фото: WWW.CABET.LIVEJOURNAL.COM
В Москве состоялся пикет солидарности с рабочими Тольятти.
Фото: WWW.CABET.LIVEJOURNAL.COM
shadow
Лейтмотивом митинга стала боязнь заводчан остаться не у дел. Чистый убыток «АвтоВАЗа» за I полугодие 2009 года достиг 19,6 млрд. руб. Это почти в 10 раз больше показателя годичной давности. «Виновато» снижение спроса на продукцию тольяттинского автозавода. Но настоящим шоком для работников предприятия стало объявление руководства о сокращении 27 тыс. сотрудников, среди которых 5,5 тыс. работников предпенсионного возраста и 9,1 тыс. – трудоспособного. Вскоре власть в лице вице-премьера Игоря Шувалова поспешила успокоить: все это «вранье!». Сейчас чиновники говорят о сокращении 5 тыс. человек.

Работники и активисты независимого профсоюза «Единство» понимают: без сокращений в любом случае не обойтись, но настаивают на том, чтобы были трудоустроены бывшие сотрудники трудоспособного возраста, а остальным была обеспечена полная выплата выходных пособий. Иначе в Тольятти социального взрыва не избежать. «Свою деятельность новый руководитель «АвтоВАЗа» начал с сокращений… Несмотря на заявления Шувалова, никто не увеличивает рабочую неделю и не дает гарантии, что сохранят рабочие места!» – так открыл митинг руководитель «Единства» Петр Золотарев.

Возмущенные пенсионеры были склонные винить в своих неприятностях «руку Москвы». По их версии, ВАЗ стал своеобразным путем в губернаторство для столичных выдвиженцев. «Возмутительно! Артяков – сначала президент «АвтоВАЗа», потом губернатор, Есиповский – та же история», – раздавалось с трибуны. «При Каданникове такого не было, – соглашались в толпе. – Москва запустила свои цепкие руки, и каков результат? Беспредел!»

Вот одна из историй, прозвучавшая на митинге: «Я живу в общежитии в комнате 17 метров. А уволили меня по сокращению штатов, потому что не подписала в сентябре 310-й приказ о неполном рабочем времени! 2 сентября я оказалась на улице. У меня недоверие к нашему официальному профсоюзу. Нам никто не помогает, все только зарабатывают себе баллы. Я пришла в поддержку горожан, мне не безразлична судьба города».

Угроза новых увольнений будоражит коллектив предприятия, и мало кто верит в обещания правительства не допустить массовых сокращений. Тем более что каждый день приходит новая информация. 16 октября в металлургическом цехе были вывешены списки на увольнение согласно приказу № 570 от 14 октября. Из 380 человек сокращают 120. Вызывает тревогу и предполагаемый перевод части рабочих на временные трудовые контракты, что также может быть лишь формой растянутого во времени и скрытого сокращения персонала.

Отчаявшиеся заводчане критиковали на митинге всех – и руководство завода, и правительство, и президента, и «Единую Россию». Досталось и официальному профсоюзу. «Официальный профсоюз автогиганта – «Автосельхозмаш» (АСМ) соглашается со всеми новациями топ-менеджмента, в том числе одобряет самые смелые планы по сокращению штата, – поясняет ситуацию Карин Клеман, директор института «Коллективное действие», отслеживающего положение дел на заводе. – Интересы работников в Тольятти защищает независимый профсоюз «Единство», но люди не хотят в него открыто вступать из-за боязни преследований на работе, в том числе увольнения и безосновательного сокращения зарплаты». На данный момент официально в «Единстве» зарегистрировано не более 1 тыс. членов. В АСМ формально состоит более половины из 100 тыс. работников завода. «Забавно то, что члены АСМ, не понимают, зачем он нужен, ведь никакой защиты рядовые работники от него не получают, но и открыто выйти боятся», – комментирует г-н Клеман.

Вся прошлая неделя была в Тольятти довольно напряженной. Сначала руководство завода и региональные власти просили не проводить митинг вообще или перенести его на более поздний срок, пообещав организаторам «уладить часть вопросов». Независимый профсоюз на «часть» не согласился. Тогда по заводскому радио пошли объявления с призывом не ходить на митинг, так как он якобы не санкционирован. А в субботу – в день митинга – часть персонала вызвали на сборку «Калины» и «Приоры» за двойную оплату. Это при том, что на предприятии давно 20 часовая рабочая неделя!

Организаторы до последнего боялись превентивного задержания, но все обошлось, и на митинге мирно была принята резолюция из 20 пунктов. В числе требований – начать реорганизацию предприятия с учетом интересов работающих и при непосредственном участии независимых профсоюзов. «Самая главная проблема касается долгосрочной стратегии развития завода, – утверждает лидер «Единства» Петр Золотарев. – Будет ли новая финансовая поддержка со стороны государства использована для того, чтобы произвести эффективную модернизацию, которая позволит производить качественные автомобили и сохранить рабочие места? Или выделенные государственные средства, как и предыдущие, уйдут в направлении, не известном ни налогоплательщикам, ни рядовым работникам «АвтоВАЗа»?»

По словам г-на Золотарева, на требование профсоюзов пригласить Счетную палату для проверки использования господдержки министр промышленности Самарской области Владислав Капустин сказал, что проверка не может быть проведена, так как на «АвтоВАЗе» «нет государственных средств»! А о результатах недавней проверки генпрокуратуры на предприятии официально вовсе ничего не известно, кроме того, что 5 человек из руководства привлечены к суду, а на документы по делу наложен гриф «секретно». Люди устали от полуправды, страха и домыслов, исходящих от руководства предприятием. Ситуация в Тольятти накаляется… Автовазовцев уже поддержали профсоюзные пикеты в Москве, Санкт-Петербурге, Твери и Нижнем Новгороде.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: