Главная / Газета 14 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

Телефон прямого назначения

Крупнейшие продавцы бытовой техники корректируют цены, исходя из прогноза падения рынка на 10–30%

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Отечественный рынок мобильных телефонов из-за кризиса, конечно, не умер, но тряхнуло его сильно: по озвученной вчера оценке одного из крупнейших операторов сотовой связи спад продаж за первое полугодие составил 29%. Но уже к началу октября стало понятно: люди снова начали приобретать мобильники. Правда, теперь ими уже не подтверждают статус, а пользуются по прямому назначению. То же самое происходит и со всей бытовой техникой – люди тратят деньги на то, что им действительно нужно и будет служить долго.

Покупатели сегодня выбирают товар попроще и понадежнее.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Покупатели сегодня выбирают товар попроще и понадежнее.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Исследование социологов компании «Башкирова и партнеры» показало, что уже с середины лета (июль–сентябрь) продажи трубок ценой ниже 9 тыс. руб. пошли вверх, об этом заявили 51% респондентов из разных городов России. Причем чаще всего телефоны приобретаются в салонах сотовой связи и гипермаркетах. Однако последнее оживление в торговле недорогими трубками вряд ли исправит ситуацию – по итогам года все равно прогнозируется снижение объемов продаж на 27,3% по сравнению с 2008 годом. В денежном же выражении оборот упадет на 29,5%. В будущем году возможен рост на 3–15% от уровня 2009 года, но он, понятно, потерь не компенсирует.

Кризис притормозил не только сектор «мобильников» – весь ритейл бытовой техники оказался «сбитым с пути». Еще недавно торговые сети развивались по нарастающей – увеличивалось и их количество, и торговые площади, и ассортимент. Начало года малоутешительные коррективы привнесло и сюда. Главный фактор, повлиявший на изменение рынка, – сократившиеся доходы населения, а вместе с ними и потребительский спрос. К тому же девальвация рубля привела к значительному подорожанию импортных товаров. И если продукты питания зарубежного производства еще можно заменить на отечественные аналоги, то в непродовольственной сфере этого сделать практически невозможно. По данным «Башкировой и Партнеров», за апрель–май продажа бытовой техники и электроники в крупных городах России показала падение по всем категориям товаров по сравнению с прошлым годом: ТВ и видео – 42%, крупная бытовая техника, цифровые видео- и фотокамеры – 38%, мобильные телефоны 35% компьютеры – 34%, электроутюги и мелкая бытовая техника – 31%.

По расчетам исследователей из DISCOVERY Research Group, объем рынка бытовой техники в России в 2009 году снизится на 20%, до 8,7 млрд. долларов, тогда как прошлый год (уже кризисный) закончился 10-процентным ростом. «Крупнейшие продавцы бытовой техники строят планы на нынешний год, исходя из прогноза падения рынка на 10–30%, – комментирует «НИ» ситуацию исполнительный директор DRG Илья Ломакин. – Далее рынок начнет восстанавливаться, и в 2010 году рост составит 15%. В 2011–2012 годах темпы подъема составят 12 и 10% соответственно».

Впрочем, «счастливое завтра» шлет улыбки бытовому рынку уже сегодня. Традиционно потребительский спрос во втором полугодии выше, чем в первом. «Это связано с тем, что на него приходится два сезона «высоких» продаж – подготовка к школе в конце августа–сентябре и предновогодние распродажи, – рассказывает Антон Пантелеев, менеджер по связям с общественностью одной из крупнейших компаний, торгующих в стране техникой. – По итогам третьего квартала этого года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) значительный рост у нас показал сегмент мелкобытовой техники – более чем на 30%. А некоторые направления – многофункциональные кухонные устройства (блендеры, мультиварки, скороварки и все, что связано с приготовлением еды в домашних условиях) выросли более чем в 9 раз! Это связано с основной тенденцией кризисного года – средний класс стал питаться на кухне». Также, отмечает специалист, по итогам июля – сентября на 15% показали рост LCD-телевизоры – по сравнению с тем же периодом прошлого года цена на них упала на 20%. Растет спрос и на недорогие ноутбуки (нетбуки) – на 10% ежеквартально.

Что касается предпочтений покупателей, то здесь замечено, что люди стали приобретать бытовую технику известных мировых производителей. «Уж если человек платит деньги, то это известный бренд, который гарантирует долговечность прибора и качественную его работу», – объясняет ситуацию Юлия Сорокина РR-менеджер крупного торгового дома. Независимые исследователи тоже отмечают, что наиболее важным требованием потребителей к электронике, бытовой и цифровой технике является высокое качество. У «Башкировой и партнеров» это приоритет 85% респондентов. На втором месте находится низкая стоимость. Примечательно и то, что сейчас покупатели уделяют больше внимания техническим характеристикам продукции, чем потребительским.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: