Главная / Газета 5 Октября 2009 г. 00:00 / Экономика

А «ВАЗ» и ныне там

Автогигант, получивший летом огромные деньги от государства, просит еще

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Руководство «АвтоВАЗа» обратилось к властям с просьбой о финансовой помощи для модернизации производства и социальной поддержки увольняемых работников, сообщил в пятницу на заседании президиума правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов. А ведь всего четыре месяца назад автогигант получил от государства 25 млрд. руб. на условиях, которые другим предприятиям и не снились. И это, не считая других, косвенных видов помощи. Однако дела у автопроизводителя никак не наладятся, и он вновь уповает на милость властей. Эксперты полагают, что заводу, который не сумел грамотно распорядиться деньгами, давать их снова не имеет смысла.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Главный аргумент «АвтоВАЗа» – 5 тыс. человек, которые будут уволены до конца этого года. В основном это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, которым предложат досрочно оформить пенсию. Предприятие объявило, что готово частично поддержать своих бывших работников, предоставляя им возможность продолжить трудовую деятельность на ограниченный срок – 1-2 года. Также увольняемым работникам, которые пожелают открыть свое дело, будет оказана помощь в виде грантов и микрофинансирования. Правда, все эти блага и льготы руководство автогиганта предполагает оплатить за государственный счет и просит для этого помощи у правительства.

Игорь Шувалов предложил поддержать инициативу предприятия и выделить деньги на поддержку сокращенных работников. Он попросил две недели на то, чтобы посчитать, во сколько это обойдется бюджету страны. После этого правительство будет решать – давать деньги или нет.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров уверен, что средства на поддержку уволенных работников, скорее всего, дадут. «Государство должно реализовывать программы, связанные с изменением рабочих мест и перепрофилированием работников. Это механизмы социальной поддержки, которые могут быть не только в виде пособий по безработице, но и более сложных конструкций, которые и предполагаются на «АвтоВАЗе», – сообщил он «НИ». – Это помощь не предприятию, а работникам, которые от него уходят».

Другая статья расходов, которую автогигант также хотел бы переложить на федеральный бюджет, – модернизация производства. Здесь уже властям не хочется в одиночку тянуть финансовую лямку, и они предлагают другим акционерам «АвтоВАЗа» взять часть расходов на себя. «Что касается технологического обновления, нужно вести соответствующие переговоры с иностранными участниками этого АО – Renault и Nissan», – заявил премьер Владимир Путин. По его словам, в противном случае доля иностранных инвесторов в общем капитале автогиганта может сократиться. «Мы пошли на то, чтобы выделить первый транш в 25 млрд. руб., и сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакеты. Или они будут участвовать далее в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей», – подчеркнул глава правительства.

Напомним, что государство совсем недавно уже оказало помощь «АвтоВАЗу». В июне автогигант получил от государства 25 млрд. руб. Причем если другим предприятиям, поддерживаемым властями, давали помощь в виде госгарантий по кредитам или субсидирования процентных ставок, то Волжскому заводу предоставили что называется «живые» деньги в виде беспроцентной ссуды от одного из акционеров – госкорпорации «Ростехнологии», которая в свою очередь получила эти средства из бюджета. Однако эти деньги уже закончились. Еще в августе «ВАЗ» представил отчет, из которого следовало, что от 25 млрд. руб. у завода осталось лишь 680 млн. Из потраченных средств 80% ушло на погашение долгов перед банками и поставщиками, остальное – на уплату налогов и зарплаты.

Руководство «АвтоВАЗа» заявило, что благодаря этому финансовая ситуация предприятия улучшилась. Может, оно и так, но в том, что касается основной деятельности предприятия – производства и продажи автомобилей – положительных сдвигов не произошло. Первую половину этого года автогигант завершил с убытками в 14,1 млрд. руб. Причем во втором квартале потери были вдвое больше, чем в первом. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии продажи Lada снизились на 44% – до 179 тыс. 870 штук. За то же время 2008 года было продано 384 тыс. автомобилей. Из-за падения спроса весь август основной конвейер стоял. Сейчас предприятие работает, но не на полную мощность. Дальнейшие перспективы также не радужны. По прогнозу компании PriceWaterhouseCoopers, объем авторынка РФ в 2009 году сократится на 50–60%.

Стоит ли в таких условиях продолжать поддержку автогиганта? Евгений Федоров отмечает, что у России есть два примера финансирования предприятия напрямую, и оба неудачные. «Один из них – «АвтоВАЗ», которому деньги впрок не пошли, и руководство предприятия приняло решение прямо противоположное рыночным», – заметил он. По словам депутата, «АвтоВАЗ» не воспользовался благоприятной ситуацией, когда государство решило поддержать рынок сбыта автомобилей за счет субсидирования процентных ставок по автокредитам и доставки автомобилей на Дальний Восток. Эта мера подняла сбыт на 6%. «В этих условиях руководство «АвтоВАЗа» приняло решение поднять цены и автоматически потеряло весь рынок. Весь подъем сбыта ушел на другие российские заводы, – пояснил он. – Это была прямая ошибка руководства, связанная с государственной помощью. Как только государство начинает давать деньги, бизнес очень радуется и прекращает заниматься предпринимательской деятельностью, становится социальным нахлебником. Эту тенденцию нам ни в коем случае нельзя развивать».

Опубликовано в номере «НИ» от 5 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: