Главная / Газета 28 Сентября 2009 г. 00:00 / Экономика

Не в коня корм

Депутаты требуют сменить собственника «АвтоВАЗа»

ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ

Завтра должно состояться очередное заседание совета директоров «АвтоВАЗа», на котором предполагается рассмотреть новой вариант антикризисного плана предприятия. Между тем в Госдуме, не дожидаясь вторника, настойчиво говорят о необходимости смены собственника и банкротства автогиганта. Основания требовать «оргвыводов» более чем весомы: завод, несмотря на помощь со стороны государства, залез в огромные долги да еще и может стать центром социальной напряженности: рабочие собираются объявить забастовку.

Завтра руководство предприятия должно определиться с его будущим.<br>Фото: WWW.GUNS.RU
Завтра руководство предприятия должно определиться с его будущим.
Фото: WWW.GUNS.RU
shadow
О смене собственника как варианте выхода из кризиса и возможном начале процедуры банкротства автогиганта прямо заявил в конце прошлой недели руководитель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. По его словам, «у сегодняшнего «АвтоВАЗа» с его нынешними собственниками очень плохо организовано управление, а собственность неоднородна, в этом заключается стратегическая ошибка». Новыми же собственниками предприятия, считает депутат, могут быть как иностранные компании, так и российские. При этом он отмечает необходимость закупки современных технологий, чтобы делать современные автомобили, «ставка на старые модели, пусть даже «Нивы», здесь не пройдет, по сути, это должен быть новый завод».

Что касается антикризисных планов для завода, то, «на мой взгляд, плох любой вариант помощи, который предусматривает выделение государственной поддержки», отметил г-н Федоров.

К этому заявлению можно было отнестись как к «одному из», однако Евгений Алексеевич, как правило, высказывается столь однозначно лишь в том случае, если он наверняка просчитал, как будут развиваться события, либо просто это знает. Его поддержала и член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, которая, в отличие от г-на Федорова, нередко критикует исполнительную власть за просчеты в экономической политике. «Радикальная смена собственника и менеджмента необходима. Очевидно, что одними денежными вливаниями со стороны государства проблемы «АвтоВАЗа» не решить»,– сообщила депутат «НИ». Она напомнила, что поддержка автогиганта уже обошлась государству в 25 млрд. руб., выделенных через госкорпорацию «Ростехнологии» (владелец 25% акций «АвтоВАЗа») в июне этого года. Деньги закончились в сентябре, и вот руководство завода опять желает получить ссуду, уже на 30 млрд. По словам депутата, долг завода вырос до 40 млрд. руб., а прогнозируемые убытки (по признанию самого руководства «АвтоВАЗа») в этом году составят 35 млрд. – почти на 40% больше, чем за прошлый год. «Такого рода менеджмент неприемлем», – уверена г-жа Дмитриева.

Ситуация на предприятии, добавим, чревата социальной напряженностью в Тольятти. Объявленное уже сокращение 27,6 тыс. работников может привести к масштабным акциям протеста. Увольнения первых 5 тыс. человек запланированы уже на этой неделе. Тогда же независимый профсоюз «Единство», объединяющий рабочих завода, обещает вывести протестующих на улицу. Не исключено, что протесты уволенных рабочих будут масштабнее и ожесточеннее запомнившихся властям приморских акций против введения запретительных пошлин на подержанные иномарки в начале этого года. Ситуация на автогиганте касается едва ли не всех жителей Тольятти, а не отдельной, пусть и весьма многочисленной категории жителей региона.

О том, кто сменит нынешних руководителей флагмана отечественной автоиндустрии, депутаты не говорят, однако при этом хвалят план по выходу завода из кризиса, который предложил главный поставщик «АвтоВАЗа» – группа компаний СОК, возглавляемая Юрием Качмазовым. Евгений Федоров отметил, что эта программа не просит денег у государства, а предлагает вывести завод на безубыточный уровень за счет мобилизации внутренних резервов, инициатив частного бизнеса и умения работать, рискуя своими же активами. План, представленный на собрании акционеров «АвтоВАЗа», предусматривает, добавим, и ряд жестких мер: в частности, смену ряда автодилеров, резкое сокращение количества поставщиков и полный отказ от непрофильных активов.

СОК несколько лет назад уже пыталась взять под свой контроль «АвтоВАЗ», после отставки в октябре 2005 года много лет возглавлявшего завод Владимира Каданникова. Однако в жесткой борьбе уступила «Ростехнологиям». План, озвученный г-ном Качмазовым, предусматривает восстановление на своих рабочих местах менеджеров, уволенных во время этой борьбы. Теперь слово за советом директоров. Его заседание состоится 29 сентября: там и будет принято окончательное решение по антикризисному плану. Если же он не будет одобрен, завод рискует остаться без финансовой помощи государства. По крайней мере, такую перспективу ему уже пообещала министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: