Главная / Газета 25 Сентября 2009 г. 00:00 / Экономика

Коралловый оазис

Малый бизнес на Филиппинах почти не пострадал от кризиса

МАРИЯ ТАРАСЕВИЧ, Манила

Переоценить важность малого и среднего бизнеса на Филиппинах невозможно. На него приходится 99,6% всей предпринимательской деятельности в стране, он обеспечивает почти 70% населения рабочими местами и вносит вклад в ВВП в размере 30–32%. Главная сфера – туризм и развлечения. Кризис на нее практически не повлиял. Может быть, в том числе и потому, что большинство предпринимателей привыкли здесь довольствоваться малым.

В тропиках главное – развлечь туристов.<br>Фото: AP
В тропиках главное – развлечь туристов.
Фото: AP
shadow
В предпринимательской сфере на Филиппинах принято работать семьями. Во многом потому, что здесь считается: именно семейные отношения на маленьких предприятиях обеспечивают то, что в большом бизнесе редко встретишь – доверие, честность, высокую скорость решения вопросов. Такие качества неоценимы, особенно когда в банке весьма скудный счет, кредиторы нетерпеливы, а клиенты нерешительны. Главная сфера приложения усилий мелких предпринимателей – отдых и развлечения. С каждым годом туристов здесь становится все больше, а кафешки, ресторанчики, отели получают возможность расшириться из-за наплыва отдыхающих. Слава богу, климат позволяет принимать всех желающих приобщиться к местным достопримечательностям круглый год. В высокий сезон туристы и мечтающие отдохнуть от суеты местные жители заполняют все прибрежные отели. Цены подскакивают на 20–30%, но, несмотря на это, места надо бронировать за 3–4 месяца.

Все это остается в силе даже в условиях кризиса. Поэтому там, где когда-то был чистый тихий берег, теперь стоят коттеджи и отели, рестораны с большим выбором блюд, по вечерам шумят дискотеки, гремят музыкой различные шоу и представления. И там, где раньше можно было встретить только заядлых дайверов и экстремалов, теперь просто не протолкнуться. Местным жителям это, конечно же, только на руку. Кто не успел выстроить пару хижин для отдыхающих или ресторанчик, те зарабатывают, как могут, на всем остальном. Деньги берутся за все, вплоть до выхода на берег. Непривыкшие к такой наглости туристы отдают банкноты, хотя это чистой воды вымогательство.

Большинство делают бизнес, переправляя туристов на лодках с одного острова на другой, здесь их 7107, поэтому есть, где разгуляться. Кто-то открывает свои маленькие дайв-центры при отелях и отвозит желающих насладиться красотами подводного мира на коралловые рифы, в те места, которые, естественно, знают только проводники этого центра.

Еще один прибыльный и очень распространенный вид бизнеса на Филиппинах – спа-индустрия. Спа-салон здесь можно найти буквально на каждом шагу, практически на каждой улице и даже в любом супермаркете. Предложения есть любые, начиная с маленьких салончиков с низкими ценами и заканчивая целыми спа-фермами со своей собственной концепцией и философией. Расположены такие фермы на большой ухоженной территории, в стороне от «цивилизации», что позволяет создать особую атмосферу расставания с деньгами в атмосфере истинного удовольствия. В спа-центры на Филиппинах ходили, ходят и будут ходить, так как с древних времен на Востоке считается, что все внутренние болезни и их внешние проявления возникают из-за отсутствия гармонии между душой, телом и разумом. Поэтому здесь этот бизнес процветает, несмотря ни на какие экономические проблемы.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: