Главная / Газета 25 Сентября 2009 г. 00:00 / Экономика

Взлет на автомате

Инновационному бизнесу кризис пошел на пользу

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

В конце 1990-х годов на 5-м курсе института Александр Синянский устроился в «профильную фирму» – реализовать свой дипломный проект. Получилась система для учета расхода и регулирования сыпучих материалов. Та фирма, кстати, до сих пор эти приборы производит и успешно реализует, а Александр создал свою, которая успела стать «брендом».

На резонный вопрос молодого сотрудника об участии в прибыли, шеф ответил, что все «за зарплату». Тут Александр и понял разницу между наемным трудом и собственным делом. Вскоре открыл бизнес, который состоял из двух его приятелей и двух маломощных компьютеров. Заниматься решили «специальностью» – проектировать и изготавливать контрольно-измерительные и управляющие приборы для автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Исторически сложилось так, что главная область применения – производство строительных материалов.

Поначалу дела шли откровенно плохо. Друзья несколько раз вплотную подходили к «мертвой» точке. От отчаяния решили принять участие в выставке, заплатив за это свои (на фирме не было) деньги. Сработало. Открылся ручеек заказов. «С теми, первыми заказчиками, в основном такими же безденежными и нахрапистыми молодыми фирмами, как наша, сотрудничаем до сих пор, – рассказывает г-н Синянский. – Теперь это производители с хорошей репутацией. Подросли и мы. От производства приборов сперва перешли к производству шкафов управления, а затем и к АСУ ТП различных производств. Кроме автоматизации производства строительных материалов «внедрились» в пищевую, легкую промышленность и в инфраструктуру – принцип автоматизации одинаков везде».

К кризису фирма подошла уверенно. Были «заделы»: коллектив – 30 человек, фирма в профессиональных кругах получила известность как бренд. Уже был опыт реализации заказов «под ключ», включая обследование, формирование технического задания на проектирование, разработку (включая СОФТ), изготовление АСУ-ТП, ее монтаж, гарантийное и постгарантийное обслуживание, модернизацию системы. Гарантировали «европейское качество по российским ценам», и это было правдой. Но, конечно, масштабов предстоящих трудностей себе не представляли…

Еще в «тучные» времена было подмечено: не все перспективные переговоры завершаются заказами. Анализ показал, что многие клиенты не обладали достаточными ресурсами для приобретения автоматики, даже при большом желании. Тогда начали разрабатываться и «бюджетные» системы. «Если комплексные варианты обеспечивают полностью автоматизированный режим, с выходом на 1С-бухгалтерию, полностью охватывали контроль технологических процессов от «запуска» до товарно-сопроводительных документов, то «бюджетники» охватывали процесс частично, сфера возможностей – по желанию заказчика. Автоматизировались только самые необходимые участки. Продукт стал в 2,5 раза дешевле. Но главное – заказчик получал возможность «на деле» оценить преимущества автоматики и мог, подкопив денег, безболезненно перейти на комплексную систему. Для доавтоматизации «бюджетного» проекта требуется одна рабочая смена», – рассказывает Александр Синянский.

Так вот, в кризисные времена оказалось, что именно «бюджетные» разработки приняли на себя основной спрос, и ничего не пришлось изобретать. Конечно же, кризис ударил и по нашим героям. Меньше стало заказов, участились задержки платежей, несколько заказчиков обанкротились. Пришлось принимать вынужденные меры – ужаться в текущих расходах. К трудовым договорам были заключены дополнительные соглашения о возможном переходе ряда сотрудников на укороченную рабочую неделю. К этой мере пока, слава Богу, не прибегали. А вот премиальные выплаты были сразу резко сокращены. Избавились от нескольких нерадивых сотрудников. Была диверсифицирована деятельность фирмы. Вспомнились и финансовые инструменты – начали практиковать рассрочку платежей, появился опыт лизинговых отношений. Иногда и на опосредованный бартер стали соглашаться. Управленческий аппарат научился более четко отслеживать принятые решения и жить гораздо более экономно. Приятно удивило то, что в кризис ни один договор обслуживания на ранее поставленные системы не был расторгнут клиентами. Но каждый новый заказ дается большим количеством встреч и «намотанным километражом».

Неудивительно, что в кризис предприятия стали максимально оптимизировать производственные процессы – искать, где просыпается-проливается, прокручивается. Делают то, что начали в 1930-е годы японцы. Удивительно другое. Именно в трудные времена фирма получила самый крупный заказ – от производителя лицевого керамического кирпича полусухого прессования Мценского керамического завода. Кроме проектирования, изготовления и монтажа АСУ ТП в «комплект» входит запуск линии и обучение персонала завода. Эта разработка стала полностью оригинальной и, насколько известно, пока не имеет аналогов в России.

Увы, не сработала «палочка-выручалочка» – госбюджет. «За свою пятилетнюю историю мы участвовали в 30 выставках. У наших стендов были многие, включая представителей всемирно известных «Сименс», «Омрон», «Шнайдер Электрик» «Франц Людвиг», но ни разу ни один представитель нашего государства замечен не был, – рассказывает г-н Синянский. – С «брендовыми» компаниями наладить сотрудничество сложно, но иногда удается. А вот с «госбюджетом» ничего не получается, несмотря на регулярные призывы президента поддерживать инновации и молодежь, их создающую».

Опубликовано в номере «НИ» от 25 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: