Главная / Газета 23 Сентября 2009 г. 00:00 / Экономика

Деньги на дороге

Пенсионные накопления россиян государство будет использовать при строительстве автомагистралей

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Вчера министр транспорта Игорь Левитин заявил, что 30 млрд. руб. из пенсионных накоплений граждан России зарезервировано под инвестиции в инфраструктурные облигации, которые будут выпущены под проекты дорожного строительства. В частности, 20 млрд. пойдут на строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, 10 – на прокладывание дороги в обход подмосковного города Одинцово. Эксперты не видят особых причин для беспокойства будущих пенсионеров – по их оценкам, рынок гособлигаций стабилен. Другое дело – должно ли государство вкладывать наши деньги на старость в проекты, у которых, как опасаются специалисты, может быть большая коррупционная составляющая.

Эксперты говорят, что вложение вот в такие наши дороги окупятся лет через двадцать.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Эксперты говорят, что вложение вот в такие наши дороги окупятся лет через двадцать.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Как уточнил министр транспорта, деньги уже зарезервированы, и ведомство в этих инфраструктурных проектах взаимодействует с Вешэкономбанком и концессионерами. «Это будет в виде инфраструктурных облигаций. У нас график – первый квартал следующего года», – отметил он.

«Риски в рамках проекта небольшие. И потом, строительство дорог подразумевает большую отдачу для экономики», – прокомментировал «НИ» ситуацию профессор Российской экономической школы Олег Замулин. По его словам, «все равно правительство будет возвращать эти деньги из общих налогов», так что будущим пенсионерам волноваться за свои средства не стоит. «Я не вижу большого риска, поскольку государственные облигации более надежны», – поведал ученый. Он полагает, что будет возможность заработать на платных дорогах, которые «сами окупаются». «Но даже если речь идет о бесплатных магистралях, то все равно налогообложение даст свой доход, – поясняет специалист. – Правда, в данном случае речь идет не о быстрой окупаемости. Возможно, это десять – двадцать лет».

Однако другой эксперт считает, что эта идея – не самая лучшая. «В строительство дорог целесообразнее вкладывать прямые бюджетные инвестиции. В противном случае велика вероятность коррупционной составляющей, – подчеркнула «НИ» член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Яркий пример тому – авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Понятно, что многое будет зависеть от схемы работы. По крайней мере, когда речь идет о бюджете, возникает необходимость отчета по тендеру. В этом случае будет шанс довести больше денег до конечной цели».

Олег Замулин согласен: коррупционный риск в проекте есть, но, по его словам, даже конкурсы и тендеры не спасают от хищений. «Вот Москва тоже провела тендер на строительство Четвертого транспортного кольца, однако километр получился дороже, чем 1 км большого адронного коллайдера. Конкурс совершенно не означает отсутствие коррупции. С последней можно справиться, развивая гражданское общество. А в рамках существующей политической системы проблема коррупции не решается», – убежден ученый.

Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский считает, что в данном случае «нет как таковой коррупционной составляющей, есть завышение цены на дорожные работы». «Если Счетная палата проследит за этим, то коррупционная составляющая будет минимальной, – отметил экономист в беседе с «НИ». – Если же все будет пущено на самотек и дорогами займутся фирмы, аффилированные с руководством проекта, тогда «утечка» может стать больше, но рано или поздно это вскроется». Выход, по словам эксперта, есть. «Лучше, если будет объявлен тендер и его выиграют иностранцы. Но опять же лишь фиксированная стоимость работ сможет обезопасить от нечистых на руку», – убежден он.

Г-н Кричевский тоже считает, что деньги будущих пенсионеров не потеряются, а вот насколько большим будет их «навар», неизвестно. «Пока мы с вами не знаем условий, на которых эти средства выделяются, сроков, на которые эти облигации размещаются, сложно говорить о рентабельности проекта, – аргументирует специалист. – Но самое главное – доход какой?! Если 1% в год, то это полная ерунда. Но если эта ставка выше банковских депозитов, то игра стоит свеч». Тем не менее в самом факте инвестирования будущих пенсий в инфраструктуру он ничего плохого не видит. «Понятно, что автодороги будут способствовать общему экономическому развитию, а первые деньги из сегодняшних пенсионных накоплений понадобятся только в 2022 году. И если проект до этого времени покажет хорошие результаты, то почему бы и нет», – резюмирует экономист.

Пока же рынок облигаций, заметим, инвесторов радует не особо. Средняя их доходность с начала 2009 года из расчета результатов 48 фондов составляет порядка 12–14% (наибольший показатель – 49%, наименьший – минус 25%). Иными словами, доходы в среднем только покрывают инфляцию. Однако если оценить результат 12 месяцев, то средняя доходность облигаций и вовсе отрицательная.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: