Главная / Газета 3 Сентября 2009 г. 00:00 / Экономика

Сговорчивые компании

В сотни раз выросла сумма наложенных штрафов за картельный сговор

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Федеральная антимонопольная служба объявила об активизации борьбы с картельными сговорами. Как сообщил замглавы ФАС Андрей Цариковский, в 2008 году, по сравнению с годом прошлым, число дел против картелей увеличилось в два раза, а штрафы выросли в 359 раз. В этом году нарушающие закон компании были оштрафованы на миллиарды рублей. Однако эксперты говорят, что эффект от такой борьбы невелик. Главные «заговорщики» – нефтяные компании – так и не снизили цены на топливо. В итоге бензин снова неминуемо подорожает.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Картельный сговор, с которым борется ФАС, это монопольное соглашение нескольких самостоятельных компаний. Чаще всего картельный сговор преследует целью установление завышенных цен в отдельном сегменте рынка, где работают компании заговорщиков. По данным ФАС, в прошлом году служба возбудила 358 дел по факту картельных сговоров, что в два раза больше показателей 2007 года. Астрономически выросла сумма штрафов, наложенных за картели. В 2008 году заговорщики заплатили государству 1,5 млрд. руб. «Таким образом, в 2008 году сумма наложенных ФАС России штрафов превысила результаты 2007 года в 359 раз», – сказал Андрей Цариковкий.

С другой стороны даже при таком росте общей суммы средний штраф для компаний в прошлом году составил 4 млн. 190 тыс. рублей. Сейчас идет уже вторая серия дел против участников рынка нефтепродуктов, которые уличены в завышении цен. Первые впечатляющие результаты уже получены. В конце августа ФАС крупно оштрафовала несколько нефтяных компаний за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов. Компания «ТНК-BP Холдинг» была оштрафована на 4 млрд. 197 млн. руб., «Газпром-нефть» – на 4 млрд. 675 млн. руб. Кроме того, сейчас продолжается рассмотрение антимонопольного дела в отношении группы лиц, входящих в ОАО «Лукойл».

Впрочем, эксперты говорят, что штрафы – только на бумаге. «Вынесено лишь решение о наложении штрафа. Но это не означает выплату денег. Сейчас будут долгие судебные процессы, где нефтяники будут оспаривать штрафы. Компании наймут лучших адвокатов, аудиторов. Они завалят суды производственно-хозяйственной документацией, которая подтверждает обоснованность цен на нефтепродукты. А обосновать любую цену очень просто. Думаю, штрафы либо отменят, либо сильно урежут», – пояснил «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский.

Эта безнаказанность приводит к постоянному росту цен на топливо. Если зимой тонна бензина в оптовом звене стоила 16-18 тыс. руб., то сейчас – 25-30 тыс. «Нефтяные компании стремятся сохранить рублевую доходность. Для этого они формируют цены на свою продукцию в долларах, как при экспорте нефти. Тем самым компенсируются потери на внешнем рынке», – сказал «НИ» директор по развитию и маркетингу Информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков. Проще говоря, на внутреннем рынке НК реализуют свою продукцию по долларовым ценам. Учитывая падение курса рубля к доллару, это привело к резкому росту оптовых цен. Зато компании имеют сейчас докризисную прибыльность в рублях.

Самое неприятное, что это приводит к постоянному росту розничных цен. Оптовая цена литра Аи-95, согласно индексу «Кортес-Володарка», составляет сейчас 22,4 руб. На московских АЗС литр 95-го стоит около 23,5 руб. Доход розницы – 1,1 руб. с литра, или менее 5% от оптовой цены. «Минимально приемлемый уровень маржи для АЗС – 15%. Когда маржа уходит ниже 10%, начинается рост цен. Все предпосылки для подорожания бензина сейчас есть. Скачок будет на 5-7%, вопрос – как скоро», – сказал г-н Строков. Таким образом, цена литра 95-го вырастет на 1,2-1,5 руб. Эксперт добавил, что розничные цены сейчас сдерживают АЗС, принадлежащие крупным НК. Они теряют в рознице, но все равно добирают за счет высоких оптовых цен. Зато независимых операторов душат и высокие оптовые цены, и невозможность поднять розничные. В итоге Павел Строков не исключает передел рынка АЗС в пользу вертикально-интегрированных НК.

Эксперты убеждены, что ФАС в любом случае не сможет сбить цены на топливо. «Штрафы ФАС для крупных компаний – как укус комара. Во-первых, они небольшие, во-вторых, их никто не платит. Самостоятельно ФАС не сможет снизить цены. Единственный вариант – прямой приказ высших руководителей страны», – говорит г-н Кричевский. «Вообще надо было не допускать создания таких монополистов, которые держат 85% рынка. Сейчас единственный выход – законодательно дробить их на несколько более мелких компаний», – сказал Павел Строков.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: