Главная / Газета 29 Июля 2009 г. 00:00 / Экономика

Доехали до точки

Тольятти замер в ожидании массовых сокращений на «АвтоВАЗе»

АНДРЕЙ ДОЛГИХ, ЕЛЕНА ДАНИЛОВИЧ, Тольятти

Вчера утром губернатор Самарской области Владимир Артяков заявил, что не исключает новых увольнений работников на «АвтоВАЗе». Позднее из Тольятти пришли уточненные данные о том, сколько людей лишатся рабочих мест – свыше 27 тыс. из 100 тыс. работающих. Положение автогиганта аховое: склады затоварены машинами, продажи рухнули, в августе будет остановлен конвейер. Специалисты отмечают, что весь отечественный автопром к этому уже давно идет, это худшая отрасль по показателю рентабельности.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По прогнозу губернатора Артякова, высвобождение работников коснется не только завода «АвтоВАЗ», но и смежников. Он отметил, что критическое положение завода усугубляется сложностями компаний-поставщиков. Они накопили большую кредиторскую задолженность, что непосредственно сказывается на финансовом состоянии автогиганта. «Необходимо поднять вопрос о рефинансировании кредиторской задолженности смежников «АвтоВАЗа» с учетом программы завода, предоставить государственные гарантии из федерального бюджета», – предложил руководитель региона.

Государство, заметим, не бросает автопром на произвол судьбы, в отрасль закачены уже гигантские суммы. Тем не менее, по данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по май продажи «АвтоВАЗа» – главного получателя госпомощи – упали на 45% по сравнению с прошлым годом. Продается в среднем 30 тыс. авто в месяц. При этом, по экспертным оценкам, на складах скопилось до 90 тыс. машин. Этого дилерам хватит на 3 месяца вперед. Но конвейер не может простаивать целый квартал – это уже катастрофа.

В Тольятти напряженность висит в воздухе. «Пугает то, что завод в любой момент может неожиданно вообще прекратить свою деятельность. После этого треть населения останется без средств, уровень преступности резко взлетит. А ведь такие тревожные слухи ходят по городу постоянно. До этого хотя бы сохранялся пакет «2 на 3», то есть людям платят две трети ставки, но скоро обещают платить по факту. Что же мы получим в сентябре – никому не известно», – рассказала «НИ» одна из ветеранов завода.

Рабочих заставила дополнительно занервничать реструктуризация комбината общественного питания, вывод из собственности предприятия непрофильных активов, в частности 49 детских садов, дворца спорта «Волгарь» и физкультурно-оздоровительного комплекса «Слон». С сентября же 100 тыс. человек, трудящихся на заводе и дочерних предприятиях, будут работать по 20 часов в неделю и получать в несколько раз меньше. Официальный профсоюз «АвтоВАЗа» уже попросил мэрию города занять на общественных работах 20 тыс. человек, чтобы дать им дополнительный заработок. «Пусть сам профсоюз возьмет метелку и подметает за 4 тыс. свои дороги, – возмущен слесарь Евгений. – Неужели ничего другого нельзя было придумать?» Независимый профсоюз «Единство» намерен 6 августа провести митинг рабочих предприятия. По городу уже поползли слухи, что в Тольятти прибывают элитные отряды ОМОНа для противостояния с митингующими. Впрочем, как заявил «НИ» руководитель «Единства» Петр Золотарев, это лишь слухи. Однако заводчан постоянно дезинформируют о сроках и времени митинга.

По оценкам независимых экономистов, на грани выживания балансирует не только «АвтоВАЗ», но и весь отечественный автопром. «В годовом выражении производство в отрасли упало на 47%. Сейчас весь автопром пытается сокращать численность персонала и зарплату. Число занятых снизилось на 9–10%, зарплаты в валютном выражении – на 25%. Это делается с целью снижения издержек, – рассказал «НИ» главный экономист института «Центр развития» Валерий Миронов. – Но удельные издержки в автопроме, напротив, выросли на 8–10%. Производительность труда упала на 40%. Рентабельность предприятий отрасли составляет минус 6–7%».

Эксперт констатирует: в автопроме численность персонала сокращена еще, к сожалению, недостаточно. Отрасль находится в предбанкротном состоянии. По его словам, самый вероятный сценарий решения проблем завода – именно высвобождение рабочих. Другой вариант – инвестиции из-за рубежа. Но деньги требуются гигантские – сотни миллионов долларов. Привлечь такую сумму сейчас практически невозможно. Третий сценарий –самый пессимистичный: закрытие производства. Но на это руководство страны вряд ли пойдет.

В очень сложном положении пребывают и другие отрасли. «Целлюлозно-бумажная промышленность пока не вышла в плюс, производство стройматериалов тоже в минусе. В отрицательной области также деревообработка, производство изделий из пластика, резины. Но у всех них положение все же лучше, чем в секторе производства транспортных средств», – отметил г-н Миронов.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 июля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: