Главная / Газета 1 Июня 2009 г. 00:00 / Экономика

По одежке

Почти половина россиян не хотят забывать о моде

АЛЕКСАНДРА БУРЕ

Лишь 7% россиян купили в первом квартале этого года одежду и обувь дешевле, чем прежде, утверждают исследователи. Практически каждый третий отказался от подобных покупок вовсе, но 47% не экономят на этой статье расходов. Специалисты считают, что большинство граждан так до конца и не поверили в глубину кризиса.

По последним данным исследовательской компании TGI-Russia, мировой кризис не отразился на покупках одежды и обуви 47% наших граждан. Они утверждают, что по-прежнему приобретают красивые и модные вещи. В то же время у одной трети именно предметы гардероба попали в статью жесточайшей экономии, что заставило их вовсе отказаться от таких покупок. Примерно каждый шестой (скорее всего, каждая шестая) позволили себе новинки раньше, чем планировали. Вероятнее всего, они купили вещи «по случаю», то есть со скидкой, которые предлагают ставшие более многочисленными распродажи.

Столь большую долю тех, кто не изменил покупательских привычек, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер объясняет тем, что «кризис до конца большинством населения не ощущается, многие уверены, что это на короткое время». «Поэтому половина потребителей и не снизила частоту походов в магазины. Надо отметить, что одновременно и торговля сейчас испытывает большие сложности, поэтому продавцы идут на многочисленные уступки, устраивая огромное количество распродаж. Это является прекрасным стимулом для покупки», – сообщил «НИ» ученый. Тем не менее на моду, по его словам, ориентируется наиболее благополучная часть населения, особенно сейчас. К этим успешным людям, уточняет г-н Гонтмахер, прежде всего относятся руководители, их увольняют в последнюю очередь, да и зарплата у них в меньшей степени страдает. «А кризис у нас распределяется среди населения очень неравномерно», – отмечает эксперт.

Тем не менее, считают специалисты, тяжелые времена приучат граждан бережнее относиться к одежде, стремиться увеличить срок ее службы, а кого-то – учиться шить и вязать. Это, собственно, и происходит в той категории населения, которая отказывается от обновок. Мало того, как сообщила «НИ» Светлана Крисько, в этом смысле для большинства населения кризис ничего не изменил. «Экономический кризис почувствовали в первую очередь те, у кого были приличные доходы и солидные деньги. Для обычных людей ситуация не изменилась. Они и в СССР, и в докризисной России, и в кризисной живут на довольно скромную среднюю заработанную плату, на нее едят, пьют, одеваются и платят за квартиру», – пояснила эксперт. По ее словам, они и прежде жили по минимуму, и сейчас продолжают, поэтому кризиса особенно и не чувствуют, давно научившись «жить так, чтобы хватало на самое необходимое».

К тому же, по словам психолога, в экстремальных условиях (а кризис для многих именно таков) силы организма мобилизуются, появляется дополнительная энергия. Этим свойством, полагает г-жа Крисько, наделен в большой степени средний класс, который сейчас, «чтобы жить нормально, выжимает все силы», и потому находит средства для обновления гардероба. В пользу «белых воротничков» с точки зрения их трат на одежду, по ее наблюдению, и то, что дресс-контроль уже не везде соблюдается. Сокращения штата, снижение зарплат, урезание соцпакетов начинают влиять и на стиль, который становится менее претенциозным. Поэтому отмечается даже некоторое падение продаж элементов деловой одежды.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 июня 2009 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: