Главная / Газета 17 Февраля 2009 г. 00:00 / Экономика

Дорогой мусор

Потери российской экономики от спама исчисляются миллиардами долларов

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Непрошенные «гости» в наших электронных почтовых ящиках не просто раздражают или создают неудобства. Экономисты вчера сообщили: потери российской экономики от спама могут доходить до 1,9 млрд. долларов в год. Именно столько стоит рабочее время россиян, потраченное на прочтение и удаление рекламных писем. Ущерб мог быть и больше, но, к счастью, уничтожение спама – это одна из немногих сфер, где производительность труда у нас значительно превышает западные показатели. Россияне удаляют электронный мусор в 2,5 раза быстрее, чем американцы.

Наши электронные почтовые ящики переполнены письмами, которым мы не рады.
Наши электронные почтовые ящики переполнены письмами, которым мы не рады.
shadow
Любой, кто пользуется электронной почтой, знает, насколько навязчивыми и надоедливыми бывают рекламные послания, забивающие почтовый ящик. По данным специалистов по защите от спама, в прошлом году его доля в общероссийском почтовом трафике составила более 82%. Иными словами, четыре из пяти приходящих писем – это результат того, что кто-то приохотился «играть в ящик», на который его никто не приглашал. Общий объем отечественного рынка спам-рассылок, по самым последним данным аналитиков исследовательской компании ФБК, составляет 150–200 млн. долларов.

Тематика «мусорных» сообщений достаточно разнообразна. Наиболее распространена реклама товаров и услуг. При этом особую опасность таят в себе послания, которые используются для того, чтобы выманить у получателя письма деньги. Это и так называемые «нигерийские письма» (предложения вложить деньги в сверхдоходное предприятие), и фишинг – выманивание конфиденциальных данных – пароля, PIN-кода и прочих сведений, необходимых для электронного ограбления. Кстати, не остались без внимания спамеров и проблемы мировой экономики. По данным компьютерных аналитиков, в октябре прошлого года, когда кризис нанес первый удар по россиянам, резко выросло число сообщений, посвященных теме личных финансов.

По мнению экономистов, мировой кризис может поднять волну спама еще выше. Его дешевизна, по сравнению с рекламой на телевидении или в печати, в условиях сокращения бюджетов отечественных компаний дает мусору определенные преимущества. Специалисты также отмечают, что среди спамеров растет конкуренция. Уже появились предложения производить оплату поэтапно: 50% – до, 50 – после рассылки, хотя раньше такого не было.

Исследование Международной некоммерческой организации Spamhaus мировое лидерство по количеству источников спама отдает Соединенным Штатам, на втором месте Китай, а на третьем РФ. «Лаборатория Касперского», напротив, ставит на первое место Россию. По ее данным, на нашу страну приходится 22% спама, в то время как на Америку – только 16%. В любом случае понятно, что мы в лидирующей группе, причем степень остроты проблемы у нас выше. В США большое количество спама объясняется тем, что там Интернетом пользуются порядка 73% населения страны, в Китае, доля пользователей – всего 16%, но зато и населения в разы больше, чем в Штатах. Россия же не может похвастаться ни уровнем распространения Интернета (пользователи составляют 21% населения), ни большим числом жителей. Тем не менее, страна в «мусорных» лидерах.

А вот по ущербу мы, к счастью, намного отстаем от США. По данным американской компании Nucleus Research, исследовавшей потери экономики страны, средний служащий получает там 21 письмо со спамом в день. На удаление каждого такого послания он тратит 16 секунд, что в итоге приводит к потере рабочего времени на сумму 712 долларов на человека, или 71 млрд. «зеленых» на всю экономику в год. Россиянин получает в среднем 10 спам-сообщений в день и тратит на удаление одного письма 6,8 секунды. Учитывая, что средний уровень наших зарплат в долларовом выражении в семь раз ниже, чем у американцев, потери рабочего времени составляют в зависимости от разных методик подсчета от 66 до 100 «баксов» на человека в год. В масштабе всей страны это от 1,3 до 1,9 млрд. долларов.

«Это лишь минимальная сумма ущерба, – сообщил «НИ» один из исследователей, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Есть потери, которые трудно поддаются учету – расходы на разработку антиспамовых программ, оплата специалистов, их обслуживающих, и прочие траты». По мнению эксперта, если не принимать никаких мер, масштаб проблемы со временем будет только увеличиваться. «Пока у нас не так много пользователей Интернета, но с их увеличением количество спама будет также расти. Сейчас, в период кризиса, спамеры уже активизировались, но наибольший всплеск их активности стоит ожидать в момент, когда страна начнет выходить из кризиса, и все наши показатели начнут расти».

Опубликовано в номере «НИ» от 17 февраля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: