Главная / Газета 15 Декабря 2008 г. 00:00 / Экономика

Не пьется

В России падает производство вина и водки

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Производство российских вин в ноябре упало более чем на 30%, сообщила в конце прошлой недели Национальная алкогольная ассоциация (НАА). По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА», легальное производство водки за то же время упало на 20%. Специалисты полагают, что в период экономического кризиса россияне будут переходить на более дешевые и крепкие алкогольные напитки.

Сильнее всего производство виноградных вин упало в Ставропольском крае (почти вдвое) и на Кубани (на 17%). Эксперты НАА объясняют это экономическим кризисом, который снизил уровень платежеспособного спроса на вина. Директор исследовательского центра «ЦИФРРА» Вадим Дробиз с таким объяснением согласен, но видит и другую причину. «Сокращение потребления вина средней стоимости началось еще раньше из-за высокого уровня инфляции, которая у нас разгоняется с октября прошлого года, – сообщил «НИ» аналитик. – Что касается производства, то его снижение на 10–11% началось еще в октябре, а в ноябре оно составило уже 31%. Пока благодаря росту производства в первой половине года у нас абсолютное равенство с прошлогодними показателями, однако уже в декабре мы уйдем в минус».

Сейчас российское вино доминирует в самом дешевом ценовом сегменте и, по разным данным, занимает от 69 до 78% всего отечественного рынка. Но несмотря на это, по словам г-на Дробиза, в России сейчас нет условий для развития рынка вина. «С 2004 по 2007 год рост потребления в физическом объеме составил лишь 8–10%, несмотря на то, что сейчас страна потребляет в 3,5 раза меньше вина, чем в советские времена, – отметил эксперт. – В период кризиса потребление вина у нас еще более снизится, ориентировочно на 15–17% за ближайшие два года». При этом, по его словам, кризис пока никак не повлиял на самое дешевое вино в пакетах, производство которого продолжает расти. «Его покупают и будут покупать, однако население перейдет от вина к более крепким напиткам», – предсказывает г-н Дробиз.

Впрочем, и в этом сегменте вовсю ощущается влияние кризиса. По данным «ЦИФРРА», производство водки и ликероводочных изделий в октябре упало на 15%, а в ноябре – уже на 20%, относительно тех же месяцев 2007 года. Специалисты отмечают: сокращение касается лишь легального производства, а нелегальное продолжает расти и ждать новых покупателей, которых, по мнению экспертов, в период кризиса только прибавится.

Именно цена будет в ближайшие месяцы определять предпочтения россиян, уверены специалисты. Сейчас на «народный» сегмент (до 100 руб. за бутылку) приходится около 70% физического объема вина и водки. На среднеценовой (от 100 до 200 руб.) – 23–24% вина и 25–26% водки, на дорогой (свыше 200 руб.) 8–9% вина и около 2% водки. По мнению Вадима Дробиза, сильнее всего от кризиса пострадает «середина». Здесь потребление может сократиться на 35%. В дорогой группе снижение будет незначительным. В дешевую будут вливаться те, кто сегодня покупает спиртное по средним ценам, а выливаться те, кто выйдет из ниши легального потребления и предпочтет еще более дешевый «левый» портвейн.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 декабря 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: