Главная / Газета 10 Ноября 2008 г. 00:00 / Экономика

Молодые старушки

За ввоз в Россию даже годовалой иномарки придется платить 30-процентную пошлину

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала в конце прошлой недели повысить пошлины на ввозимые в Россию легковые автомобили со сроком эксплуатации от года и выше. В результате таможенные ставки на некоторые иномарки могут вырасти почти вдвое. Таким образом, государство хочет поддержать отечественного производителя и иностранные компании, развернувшие в России сборочные производства. Однако, по мнению экспертов, эта инициатива явно противоречит интересам российского потребителя.

Повышение пошлин, по замыслу чиновников, коснется всех транспортных средств. Для легковушек возрастом от года до пяти лет ставка вырастет с 25 до 30%. Для машин, чей срок эксплуатации превышает пять лет, предлагается распространить действие так называемых запретительных пошлин, которые сейчас применяются только к авто старше семи лет. Их таможенная ставка определяется в абсолютном выражении и зависит от объема двигателя: чем он больше, тем больше нужно платить. Если в данный момент пошлина на 6–7-летнюю легковушку составляет от 0,85 до 2,25 евро за 1 куб. см, то по новой задумке она должна будет вырасти до 2,5–5,7 евро. Новая ставка на грузовые автомобили будет составлять от 2 до 4,4 евро, на автобусы – 3 евро за 1 куб. см. Единственные, кто выигрывает при новом раскладе, это автобусы моложе пяти лет и седельные тягачи с экологическим классом не ниже Евро-4. Их можно будет ввозить беспошлинно.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что предлагаемые изменения нарушают принципы антимонопольной политики и наносят существенный удар по потребительскому рынку. «Выгоду получают отечественный производитель

и иностранные компании, производящие машины на нашей территории, но это несправедливо по отношению к отечественному потребителю, – заявил «НИ» эксперт. – Все это приведет к росту цен на автомобили, в то время как в нынешних непростых условиях надо, напротив, думать об их снижении».

По словам г-на Похмелкина, наиболее сильный удар повышение пошлин нанесет по тем областям РФ, где цена на подержанные автомобили существенно ниже, чем на новые. «Больше всего пострадают регионы Дальнего Востока, причем не только автолюбители. В некоторых из этих регионов до трети доходов бюджета поступает от отчислений, связанных с ввозом подержанных иномарок», – отмечает специалист.

Предлагая повысить ввозные пошлины на иностранные автомобили, правительственная комиссия тем самым, очевидно, старается поддержать отечественный автопром. В высших эшелонах власти уже давно раздаются призывы довести долю автомобилей, сделанных в России, до 80% рынка внутренних продаж. Однако добиться этого будет крайне непросто, и выйти на такие цифры удастся явно не сразу. Наши автомобилестроители, в том числе и работающие по промсборке, пока отстают от зарубежных компаний и по темпам роста, и по объемам продаж. По данным международной консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, в прошлом году отечественных машин на российском рынке было продано 765 тыс. штук, в то время как ввезенных из-за рубежа – 1,5 млн., из них 1 млн. 205 тыс. новых и 380 тыс. подержанных. Что же до собственно промсборки, которая, как ожидается, должна насытить рынок, то объемы ее продаж в прошлом году составили 440 тыс. авто, что примерно сопоставимо с импортом подержанных машин.

Отметим, что на прошлой неделе, еще до того, как рекомендация комиссии была опубликована, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство будет поднимать ввозные пошлины на модели, которые уже собираются у нас в России. «Мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом, – сказал он. – Мы считаем, что те инвесторы, которые закупили оборудование, построили заводы и выпускают автомобили в настоящий момент в РФ, должны быть уверены, что их продукция будет приобретаться».

В этом, похоже, действительно был смысл. Однако в итоге повышением пошлин решено обложить не отдельные модели, а всех подряд. «Это и ожидалось, – отметил «НИ» Виктор Похмелкин. – Такое решение явно продиктовано интересами отечественного автопрома, но я убежден, что эта мера ему не поможет». По мнению эксперта, удорожание подержанных иномарок не заставит наших автолюбителей пересесть на российские машины. «Люди привыкли к качеству иностранных автомобилей, и вряд ли они от него откажутся. Скорее всего, просто упадет спрос на автомобили, а люди будут дольше копить уже не на подержанную, а сразу на новую иномарку».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: