Главная / Газета 11 Сентября 2008 г. 00:00 / Экономика

Каждому по паре

Большинство россиян уже не покупают обувь на рынках, но это не мешает процветать контрафакту

ЕЛЕНА ЗИБРОВА

Россияне окончательно разлюбили вещевые рынки. Согласно последним исследованиям, предпочтения соотечественников в покупке обуви в последнее время заметно сместились от «нецивилизованных» мест к фирменным магазинам и торговым центрам. Обувь – один из самых массовых товаров в нашей стране, однако в прошлом году темпы роста этого рынка заметно сократились. Эксперты уверены: во всем виноват неконтролируемый контрафакт и незащищенность отечественного производителя от импорта.

Последнее время продажи женской обуви растут быстрее всего.<br>Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Последнее время продажи женской обуви растут быстрее всего.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
«Россияне сейчас приобретают не один лишь товар, а целый комплекс услуг. Покупка обуви на вещевом рынке не гарантирует качество и легальность продукции, да и примерять желанную пару гораздо комфортнее и удобнее на мягком диване в теплом помещении, а не на газетке в проходе», – так генеральный директор Национального обувного союза России Наталья Демидова объясняет «НИ» смещение покупательских предпочтений соотечественников. Исследовательская компания «Комкон» обнаружила: в 2005 году обувь на вещевых рынках покупали 42,8% россиян, а в 2007 году этот показатель упал до 35,6%. Доля старых добрых «базаров» неуклонно сокращается с 2002 года, когда на них приходилось 69,3% продаж. Зато количество фирменных и специализированных обувных магазинов в прошлом году выросло до 37,8%, тогда как в 2002 году их доля составляла лишь 22,7%.

«Благосостояние россиян выросло, а вместе с ним и требования к предоставлению сервиса в секторе услуг. И даже, несмотря на то, что обувь на рынке несколько дешевле, именно качество и гарантийный комплекс товара покрывает эту «ценовую дырку», – отметила Наталья Демидова. В подтверждении она приводит пример из исследования, где говорится о росте рынка кожаной обуви – самой дорогой в этом сегменте. Так, в сравнении с 2005 годом его прирост составил 24,7%. Больше всего прибавил сектор женской обуви – в прошлом году россиянки купили на 16 млн. 260 тыс. пар больше, чем в 2005 году.

Несмотря на кажущийся обувной бум, потребление «одежды для ног» в России заметно уступает европейским странам и США. Сейчас россияне в среднем покупают 3 пары обуви в год, тогда как европейцы не скупятся тратиться на 4–6 пар, а американцы и на 8–9. Причина не только в разрыве уровня платежеспособности россиян и жителей Старого и Нового Света. Начиная с 2005 года, эксперты рынка наблюдают сокращение его роста, и если три года назад он вырос на 34,7%, то в прошлом уже на 24,7%.

«Раньше подавляющее большинство россиян покупали обувь на рынках, причем из-за ее низкого качества еще и очень часто. Во многом за счет этого рынок так быстро рос. Теперь потребители отдают предпочтение в первую очередь качеству и удобству обуви, следят за модой. Поэтому они все чаще ходят именно в фирменные магазины. Понятно, что теперь рынок будет расти медленнее, чем раньше, но зато уже за счет фирменных и специализированных магазинов. Это не может не радовать», – считает вице-президент обувной корпорации Сергей Саркисов.

Другие специалисты во всем винят заполонивший прилавки контрафакт и импорт. По оценке независимых экспертов, отечественные производители в конце прошлого года удовлетворили рыночный спрос только на 10%, что в несколько раз меньше показателей 2006 года. Причем в структуре производства отечественной обуви мужская занимает первое место – 45% от общего выпуска по итогам прошлого года. Но это лишь благодаря заказам госструктур – Вооруженных сил и МВД.

Основным поставщиком массовой обуви в Россию считается Китай. Дешевизна продукции Поднебесной практически не оставляет шансов выбиться в лидеры импортеров Италии, Турции и Германии. «Российские «сапожники» незащищены от нелегальной продукции и от импорта. Наш производитель не может конкурировать с колоссальным потоком нелегальной китайской обуви, ввозимой через «открытую» границу с Казахстаном», – рассказал «НИ» председатель союза потребителей России Петр Шелищ. Поэтому производителям приходится выкручиваться и, например, цеплять на сапоги красивые ярлыки «Сделано в Италии», сетует эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: